Диалог в русском языке: определение и отличие от монолога
Одна из наиболее активных форм речи в русском языке — диалог. Под этим процессом подразумевается общение двух лиц, предполагающее обмен репликами, ответы на вопросы, постоянное участие присутствующих в разговоре. Когда кто-то прекращает отвечать — беседа переходит в монолог, а если замолкают оба, то она прекращается. Поведение собеседников можно разбить на такты, один из которых — это речь, другой — молчание.
Оглавление:
Понятие и структура
В определении диалога указано, что это сложный коммуникативный процесс, подразумевающий участие двух лиц и постоянную смену ролей: рассказывающий — слушающий или спрашивающий — отвечающий. Особенностью такого общения является поддерживаемое единство, выражение и передача мыслей, их восприятие собеседником и адекватная реакция в виде ответов. Из этого и формируется структура, образованная взаимосвязанными логичными репликами. Диалоги лишь в исключительных случаях могут писаться заранее.
Двустороннее общение может возникать в любой ситуации, где возможен обмен какой-либо информацией. Репликой одного из участников является речевой акт, направленный на получение результата в виде ответа и определяемый конкретной целью. Из этого вытекают основные черты диалога:
- целенаправленность;
- намеренность;
- соблюдение правил общения;
- умение строить исчерпывающий ответ.
Под целенаправленностью диалога понимают явную либо скрытую цель, которую преследует человек в процессе общения. Это может быть сообщение информации, вопрос, совет, приказ, повеление или извинение.
Для достижения цели собеседники реализуют намерение в форме речевых действий. Они выражаются в построении предложений побудительного характера в повелительном наклонении или в виде вопросов (Не могли бы вы?).
В литературе как в коротких, так и в длинных диалогах принято соблюдать ряд правил. От этого зависит, как будет строиться беседа, какие эмоции вызовет у участников, будет ли достигнута поставленная цель. Основными правилами являются:
- постепенная и дозированная подача информации, что позволяет слушателю подготовиться к ее восприятию;
- обоснование сказанного;
- строгое соответствие теме разговора;
- недвусмысленность, конкретность текста.
Как правило, обычный бытовой диалог начинается с приветствия и постепенного перехода к определенной теме, а заканчивается прощанием. Аналогичную структуру имеют деловые переговоры. В них приветствуются так называемые этикетные фразы, на которых строится взаимоуважение собеседников.
В некоторых случаях диалог выглядит нелогичным, коротким и бессмысленным. Происходит это по ряду причин: кто-то из собеседников не хочет затрагивать тему, склонен навязать свой разговор или у человека нет желания говорить с конкретным лицом.
Виды и уровни общения
Специалисты в сфере психологии подразделяют диалоги на два класса: информационные и интерпретационные. Примером первого являются ситуации, когда между собеседниками явно присутствует разрыв в знаниях. В процессе общения различия устраняются, одному лицу сообщаются новые для него факты. В интерпретационном типе осведомленность партнеров одинакова, но известные им данные они трактуют по-разному.
Из сказанного можно сделать вывод, что главное условие диалогической речи — потребность в общении. Если один из субъектов нуждается в получении новых знаний, разговор имеет смысл. Присутствие партнера, который является источником ценной информации, способствует завязыванию беседы и делает ее целесообразной.
Для поддержания диалога как специфической формы важно наличие у собеседников общих знаний языка. Разговор не состоится между двумя партнерами из разных географических регионов без участия переводчика. Кроме того, восприятие речи сильно усложняют специфическая лексика, терминология, заимствованные слова со сложным правописанием и произношением. Кроме классов в психологии выделяют два вида диалогов:
- событийный;
- деловой (конвенциальный).
На событийном уровне общение в повседневной жизни завязывается в быту, в деловой и профессиональной сфере. Для такой беседы характерно постоянное наличие общей темы, возможность самопрезентации личности, реализация партнерства и дружественности при общении.
Для делового уровня подобные черты не характерны. К примеру, общий предмет и тема разговора присутствуют не всегда, ситуация партнёрства реализуется лишь частично. О намерении встречи лучше договориться или написать заранее.
С учетом цели и задачи беседы можно выделить несколько небольших разновидностей диалоговой коммуникации. К ним относятся бытовые разговоры, деловые беседы, собеседования, партнерские переговоры, а также интервьюирование.
Для одних свойственна незапланированность, внезапность, большое количество тем для обсуждения, а также перескакивание с одного предмета разговора на другой, отсутствие необходимости решать стратегически важные задачи. Для других характерны строгая тематическая направленность, аналитическое восприятие информации, поддержка или критика мнений и предложений.
Полезные рекомендации
Чтобы правильно организовать и составить диалог, рекомендуется соблюдать важные правила общения и придерживаться норм этикета. Эти требования касаются как бытового, так и делового общения, относятся к устным беседам и перепискам.
Образец идеального диалога основывается на внимательном отношении к говорящему. Слушатель должен в момент произнесения речи выражать заинтересованность в беседе, подчеркивая это взглядом, мимикой и жестами. Недопустимо перебивать и задавать вопросы в середине предложения. Допускается написание пометок, вопросов и уточнений, которые могут быть заданы по окончании говорящим смыслового блока. Кроме того, разговор базируется на следующих принципах:
- понимание движущих мотивов партнера, его ожиданий от встречи и желания самовыразиться;
- избегание лиц, незаинтересованных в общении;
- применение средств психологического воздействия, чередование благоприятных тем с неблагоприятными, окончание разговора допускается только на положительной фразе;
- недопустимость грубости, нарушения этики, невежливости;
- отсутствие пренебрежительности к собеседнику.
При несовпадении интересов и отсутствии общей темы для разговора участники диалога могут вежливо и тактично сообщить об этом друг другу, переведя общение на нейтральную тему или прекратив его вовсе.
В переписке в некоторых случаях допускается указание причины нежелания продолжать дискуссию. Так, можно дописать абзац, сообщив о расхождении интересов (политические, социальные, экономические, культурные или другие разногласия).
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!