Образ Берлиоза в романе «Мастер и Маргарита»
«Аннушка уже разлила масло» — одна из самых известных цитат из произведения «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. После того как была произнесена эта фраза, погиб один из героев романа — Берлиоз. И хотя складывается впечатление, что Берлиоз в романе «Мастер и Маргарита» — второстепенный персонаж (он присутствует в первых главах и в конце), на самом деле это очень важный для повествования герой.
Оглавление:
«Аннушка уже разлила масло» — одна из самых известных цитат из произведения «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. После того как была произнесена эта фраза, погиб один из героев романа — Берлиоз. И хотя складывается впечатление, что Берлиоз в романе «Мастер и Маргарита» — второстепенный персонаж (он присутствует в первых главах и в конце), на самом деле это очень важный для повествования герой.
Значение имени и фамилии
Фамилия персонажа выбрана неслучайно, это одна из многочисленных аналогий в этом произведении. Михаил Александрович Берлиоз очень похож на реально жившего человека — французского композитора Гектора Берлиоза. Он не только писал музыку, но и критиковал ее, хотя писать статьи крайне не любил. Он отличался аналитическим складом ума, к его мнению прислушивались, он был востребованным критиком. Его знали даже в России. Именно критическая деятельность объединяет персонажа с композитором.
Имя тоже выбрано целенаправленно. Михаил Александрович — так звали брата Николая II. Он должен быть вступить на престол, но отказался, а незадолго после этого в стране случился переворот.
То есть получается, что Михаил Александрович Берлиоз жил сразу в двух эпохах. С одной стороны, он осознает важность религии (отголоски старого режима). С другой — он отказался от старых принципов жизни и поменял свое мировоззрение. Он — соединительный элемент между прошлым и настоящим, символ перехода. Не обошелся Булгаков и без сатиры: имя героя Михаил переводится как «подобный Богу».
Характеристики и судьба
Берлиоз в романе «Мастер и Маргарита» — это председатель МАССОЛИТа, важный человек в сфере культуры и литературы. Выглядит он неказисто:
- лишний вес;
- низкий рост;
- лысина;
- мощные некрасивые очки;
- интеллигентный внешний вид и такая же одежда.
Живет в нехорошей квартире № 50 в центре Москвы. Его интересует только материальная сторона жизни и признание в глазах властей. Он предан партии, ради благ от нее готов поступиться своими принципами. К слову, таким же был дядя Берлиоза. После смерти племянника его интересовала только квартира.
Автор дает очень определенную характеристику Берлиоза в романе «Мастер и Маргарита». Ему свойственны:
- красноречие;
- тяга к спорам;
- остроумие;
- осторожность;
- хитрость;
- чистоплотность;
- рациональность;
- расчетливость.
Вот что говорит о нем Мастер: начитанный и очень хитрый человек. Это умный, образованный тип, но не умеет здраво распоряжаться своими знаниями, способностями. Он направляет их не в ту сторону, потому сразу и не понял, с кем имеет дело, когда встретился с Воландом. И именно это, а не атеизм, рассердило дьявола.
Казалось бы, другие атеисты тоже могли заслужить наказание, но они не пострадали, а только разозлили Воланда. Он их не трогал, потому что атеизм не был их выбором, они просто повторяли то, что диктует общество. Берлиоз стал первой жертвой Воланда.
Описание образа
Михаил Александрович не писал литературных произведений, но корректировал чужие работы и помогал молодым авторам. Так и происходит знакомство читателей с героем. На Патриарших прудах он помогает начинающему автору Ивану Бездомному, подсказывает, как лучше раскрыть тему и как лучше описать главного героя. Это поэма об Иисусе Христе. Первоначальное описание Иисуса и текст не соответствуют современным условиям общества, он о том, что Иисус действительно существовал, а должен бы отрицать его существование.
Будучи атеистом и пережив встречу с Воландом, Берлиоз понимает, что все это не просто так. Странный разговор с иностранцем о Боге и дьяволе пугает героя, но он старается держать себя в руках. Правда, уже понимая, что что-то тут не так.
Его смерть была уроком всем остальным атеистам, вот только узнать об этом они не могли. Поэтому гибель и была признана несчастным случаем. А она между тем состоит из «неслучайных случайностей»: тревога после разговора с Воландом, встреча с Коровьевым, которая еще больше путает мысли и действия, опора на поручень и ожидание, когда трамвай проедет, масло. Судьба заранее была предрешена, и Воланд даже рассказал об этом герою («…этот консультант сейчас убил на Патриарших Мишу Берлиоза…»).
В последний раз Берлиоз появляется в конце произведения, точнее, присутствует только его голова (на балу у дьявола). Кот ловко украл голову в день похорон и сделал из нее кубок. Берлиоз застревает между мирами живых и мертвых. Так дьявол решил наказать его за атеизм и множественные грехи.
Смерть героя
Почему Берлиоз должен был умереть, ведь можно было просто отправить его в другой город, как, например, Степу Лиходеева, — вопрос, ответ на который ищут как читатели, так и критики. Это было нужно для развития главного сюжета. Без этого Бездомный не узнал бы, что Воланд и его свита реальны. Без этого он не встретился бы с Мастером и не смог бы отказаться от закостенелого, устаревшего мышления. А также без смерти Берлиоза Бездомный не бросил бы писать стихи, не стал историком и не изменил свое мировоззрение.
Наконец, смерть Берлиоза олицетворяет смену уклада жизни, полный отказ от старого общественного строя, принятие новых ценностей. Сам герой хоть и принял новое общество, но до последнего сомневался в правильности своих действий. Нередко он поступал так, как было нужно, а не так, как он хотел.
Если с ответом на вопрос, зачем было нужно умирать, все более или менее понятно, то другая волнующая мысль остается без ответа. Почему автор убил героя так страшно, выбрал столь изощренный способ, до сих пор неясно. Некоторые аналитики полагают, что это логичный ответ на недостойную жизнь. Михаил часто лгал, умалчивал, критиковал талантливых писателей и помогал пробиться посредственным типам.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!