Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Сожжённое письмо»
С любовной лирикой Александра Сергеевича Пушкина учащиеся знакомятся в 9 классе. Яркий образец этого направления в творчестве классика — поэтические строки, в которых герой обращается к пеплу, оставшемуся от послания. Проведя краткий анализ стихотворения «Сожжённое письмо», ученики смогут заполнить читательский дневник, определить тему и главную мысль произведения.
Оглавление:
Краткий анализ
Чтобы лучше понять замысел поэта, стоит сначала прочесть стихотворение полностью, а потом переходить к анализу. А. С. Пушкин посвятил «Сожжённое письмо» Елизавете Воронцовой. Произведение было создано в 1825 году, точная дата неизвестна. Главный герой обращается к любовному посланию, собираясь предать его огню. Письмо олицетворяет крушение чувств, которые автор испытывал к возлюбленной.
Стихотворение состоит из 3 частей. В первых строчках герой прощается с письмом, сожалея о том, что придётся его сжечь. Затем следует описание сожжения. Автор в красках передаёт, как пылают листы, а вместе с ними горит его «моление». В заключительной части Пушкин обращается к пеплу, называет его «милым», «отрадой», просит остаться «на горестной груди».
По жанровой принадлежности стихотворение можно охарактеризовать как любовную лирику. На это указывают следующие признаки:
- присутствие лирического героя;
- выражение авторской точки зрения, отношения к происходящему;
- любовь как центральная тема.
Стихотворные строки написаны шестистопным ямбом. Применяется мужская рифма, при которой ударение падает на последний слог. Последняя строка не зарифмована, что придаёт всему произведению драматический оттенок.
Средства выразительности, которые применил Александр Сергеевич:
- инверсия;
- эпитеты;
- сравнения;
- олицетворения;
- метафоры.
История создания
Когда Пушкин отбывал ссылку в Одессе, он трудился в местной канцелярии. Непосредственным начальником поэта был Воронцов. Сначала между двумя молодыми людьми установились добрые отношения, близкие к приятельским, но вскоре им пришёл конец. Причиной стало то, что между Пушкиным и супругой графа возникла симпатия. Графиня Елизавета покорила поэта прекрасной внешностью, начитанностью, воспитанием и незаурядным умом. В обществе её знали как интересную собеседницу.
Мимолётное чувство, возникшее между девушкой и поэтом, переросло в настоящую страсть. Граф не мог не узнать об этом, но сначала относился к происходящему спокойно. Через некоторое время люди начали обсуждать отношения молодых людей, тогда Михаил Воронцов не стерпел. Он постарался сделать так, чтобы Пушкину пришлось покинуть Одессу. Расставаться с легкомысленной супругой граф не хотел.
Поэту пришлось уехать, а на прощанье графиня преподнесла ему в подарок золотой перстень, украшенный большим драгоценным камнем. Александр Сергеевич сохранил его и трепетно берёг, понимая, что встретиться с любимой уже не суждено. Но поэт и графиня тайно переписывались.
Елизавета Воронцова настояла, чтобы юноша сжигал каждое письмо сразу после того, как прочтёт. Это давалось Пушкину с большим трудом, поэтому однажды душевные терзания вылились в поэтические строки. Так появилось лирическое произведение «Любовное письмо».
Тема произведения
Стихотворение полностью посвящено любви поэта к графине, но автор применил необычный приём. Он обращается не к любимой, а к пеплу письма, полученного от неё. Герой понимает, что с чувствами нужно прощаться, хотя они ещё не угасли. В стихотворении проводится незримая параллель между затуханием страсти и сожжением бумаги. И в душе, и в действительности остаётся лишь пепел. Так раскрывается поэтический замысел. Исчезает вещественное выражение любви, и сама она потихоньку уходит. Пушкин обращается к пепельным остаткам с просьбой, чтобы они не покидали его грудь.
Анализ «Сожжённого письма» Пушкина показывает, что образ и характер лирического героя достаточно противоречивы. Стихотворение длиной в несколько строк показывает, как меняется настрой рассказчика. Вот каким представляется лирический герой стихотворения «Сожжённое письмо»:
- пылким;
- страстным;
- эмоциональным.
Ближе к концу эти качества уступают место спокойной горечи и смирению, смешанным со страданием. Главная мысль заключается в том, что обещание нужно исполнять, даже если это очень тяжело. «Сожгёшь письмо», — сказала графиня, значит, следует это исполнить. Для Пушкина любовные послания — это ниточка, соединяющая его с женщиной, которая теперь далеко. Разорвать её — окончательно смириться с тем, что ушедшие мгновения счастья не получится пережить вновь.
В процессе изучения «Сожжённого письма» ученики анализируют стих, составляют план, называют главные идеи произведения. Вместе с преподавателем дети разбирают некоторые слова и объясняют, почему они так пишутся, затем устно или письменно кратко излагают основную мысль.
Первая часть урока отводится рассказу о том, как было создано произведение, что предшествовало его написанию. Затем ученики зачитывают текст. В качестве домашнего задания учитель поручает им подготовить презентацию и написать сочинение.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!