История создания новеллы Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Иван Алексеевич Бунин за свою жизнь много путешествовал по Европе. Увиденное часто становилось декорациями или темами для его произведений, давало толчок к написанию. Например, история создания «Господина из Сан-Франциско» тесно связана с произошедшим в итальянской гостинице случаем (внезапной смертью путешественника), а также с названием книги «Смерть в Венеции».
Оглавление:
Иван Алексеевич Бунин за свою жизнь много путешествовал по Европе. Увиденное часто становилось декорациями или темами для его произведений, давало толчок к написанию. Например, история создания «Господина из Сан-Франциско» тесно связана с произошедшим в итальянской гостинице случаем (внезапной смертью путешественника), а также с названием книги «Смерть в Венеции».
Создание новеллы
Произведение было написано в сентябре 1915 года. По жанру это рассказ, но некоторые считают его новеллой. Существует несколько историй создания книги. Википедия приводит две версии:
- По словам жены Веры Муромцевой, жены Бунина, замысел новеллы возник у него во время путешествия на пароходе по Италии. Однажды среди пассажиров возник спор о социальной справедливости. Писатель предложил представить их корабль в разрезе: на верхних палубах пьют вино и веселятся, на нижних — тяжело работают. Какая здесь справедливость?
- Сам Бунин писал, что в 1915 г. во время прогулки в Москве по Кузнецкому мосту он увидел в витрине магазина книгу Томаса Манна «Смерть в Венеции». В сентябре того же года писатель вспомнил об этом названии в связи со смертью американца, приехавшего на Капри и внезапно умершего в гостинице, где на тот момент жил Бунин. Оба случая сплелись и легли в основу рассказа, хотя книгу «Смерть в Венеции» Иван Алексеевич прочитал уже после написания своего произведения и, по его словам, счел ее неприятной.
Приехав в гости к сестре в Орловскую губернию в начале осени, Бунин вспомнил о книге и инциденте. В его голове мгновенно возник замысел, он сел работать. Повесть была написана за 4 дня, автор сочинял ее неторопливо и спокойно. «Смерть на Капри» — первоначальное название — писатель быстро исправил на «Господина из Сан-Франциско»: по его словам, он это сделал сразу после написания первой строки. Как отмечал Иван Алексеевич, всю историю, кроме смерти незнакомого ему американца в отеле после обеда, он выдумал с нуля.
Некоторые исследователи творчества литератора отмечают, что, скорее всего, работа шла более напряженно, чем писал в дневнике Бунин. Сохранилось большое количество черновиков, в которых текст много раз исправлялся. Иван Алексеевич хотел сделать новеллу точной, лаконичной, краткой, даже «сухой», минимизировать количество эпитетов. Он старался, чтобы в рассказе не было прямых назиданий — читатель должен был понять их сам.
Тема неравенства людей в жизни и их равенство перед смертью сильно волновала Бунина: он часто прерывался, чтобы пострелять голубей, а при написании финала даже заплакал.
Краткое содержание
Началась история в Сан-Франциско. Имя героя в рассказе не упоминается, хотя другие имена, например, Ллойд, который не появился вообще, присутствуют. Чтобы понять, почему писатель никак не назвал главного персонажа, нужно поискать ответ в самом тексте: имени господина не запомнили ни в Неаполе, ни на Капри.
Главный герой много и упорно работал ради своей мечты — возможности путешествовать по Европе. Накопив достаточно денег, вместе с женой и дочерью он может позволить себе на 2 года расслабиться и побывать в Старом свете. Первая остановка на их пути — Италия, затем следуют города Ницца и Монте-Карло.
В конце осени корабль, названый «Атлантида» и больше похожий на огромный отель со всеми удобствами, отправляется в плавание через океан. Жизнь на судне безмятежна, дни текут по одному плану: гости рано просыпаются, пьют кофе, гуляют по палубе для возбуждения аппетита. После этого следует первый завтрак, за ним — чтение газет и ожидание второго завтрака. Далее отдых, чай, а вечером главное событие дня — обед.
После приезда в Неаполь путешественники останавливаются в шикарном отеле. Их жизнь вновь подчинена единому порядку: завтрак, посещение музеев, второй завтрак, чай, приготовление к обеду и сам обед.
Декабрь выдался ненастным, и семья решает отправиться на теплый и солнечный остров Капри. Маленький пароход с трудом доставляет путников, страдающих от морской болезни, на остров. Там они поднимаются на вершину горы в отель, где им уже готовят обед. Господин в ожидании одевающихся супруги и дочери располагается в читальне, но стоит ему открыть газету, как он сползает с кресла в приступе.
Умирающего переносят в самый плохой номер, где в присутствии семьи и прислуги наступает его смерть. Вдова просит перенести тело в их комнату, но хозяин отеля отказывает: пойдут неприятные слухи, постояльцы не захотят останавливаться у него. Гробов на острове нет, поэтому тело кладут в вытянутый деревянный ящик из-под бутылок содовой.
Начинается путешествие господина на родину в США. Та же «Атлантида» везет его обратно, но уже в трюме, в то время как на верхней палубе продолжается веселье по установленному порядку: ранний подъем — кофе — прогулки по палубе и т. д.
По мнению Бунина, главная тема новеллы заключается в ничтожности богатства и накоплений перед смертью. Человеческая жизнь очень хрупкая, она легко может прерваться в любой момент, а ее тратят не на поиск красоты и счастья в реальности, а откладывают на потом ради денег и будущего фальшивого блеска.
Оценка современников
Произведение было опубликовано в 1915 году в журнале «Современник». Оно собрало много положительных оценок и подробных обзоров. Некоторые из них кратко приводит Вики:
- Критик Дерман писал, что после смерти Чехова в течение 10 лет этот рассказ стал наиболее сильным и значимым произведением в России. Автор нарисовал образ громадного зла — греха, в котором протекает жизнь современного человека. Также Дерман отмечает, что в произведении использованы приемы Толстого, например, испытание смертью.
- Писательница Колтоновская назвала Бунина самым крупным представителем литературы, хотя до этого находила в его работах много минусов.
- Журнал «Русское богатство» отмечал, что противоположность между блеском культуры и ничтожностью перед лицом смерти описана захватывающе, но не исчерпана до конца.
Менее восторженно отреагировал Измайлов, посчитавший, что история смотрелась бы лучше в виде зарисовки, а не растянутого рассказа.
«Господин из Сан-Франциско» — одна из самых знаменитых новелл Бунина. Она была тепло принята его современниками и не потеряла актуальности до наших дней. В ее основу легло неприятное происшествие в гостинице Италии, однако практически все произведение (кроме финала — смерти богатого американца в гостинице) выдумано писателем.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!