Анализ стихотворения Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»
В лирике А. Фета можно найти множество красивых описаний природы. Поэт мог не только увидеть красоту окружающего мира, но и передать ее уникальность. Анализ «Ель рукавом мне тропинку завесила» позволяет лучше понять особенности стихотворения, его тему, главную идею и средства выразительности — эпитеты, метафоры и др.
Оглавление:
История создания
В молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, но им не удалось пожениться и создать семью. У мужчины было неблагоприятное материальное положение, и он не решился обрекать девушку на нищенское существование. Поэтому предложил ей расстаться. О своем поступке Фет жалел всю жизнь. Позже он узнал, что Мария сгорела при пожаре.
Поэт на всю жизнь сохранил любовь к Лазич. Он посвятил ей множество стихов, но долгое время любовная лирика не публиковалась. Читатели познакомились с этими произведениями автора только после его гибели, но текст «Ель рукавом мне тропинку…» стал исключением. В нем можно увидеть скрытый образ Марии.
Работа была опубликована в журнале «Вечерние огни» в 1891 году. В позднем периоде видно, что чувства Фета к Лазич не смогли стихнуть и он снова вернулся к пейзажной поэзии. Свои эмоции он выражал через творчество.
Краткий анализ
Весь текст по смыслу условно делят на две части — ощущения лирического героя и описание природы. Они не переплетены между собой. Стихотворение написано в жанре элегия, так как идет плавное повествование, наблюдается грустное настроение. Стихотворный размер — четырех- и двустопный дактиль.
Темы стиха «Ель мне тропинку завесила»:
- Красота окружающего мира.
- Одиночество.
- Взаимодействие человека и природы.
В начале текста идет описание природы. Герой находит тропинку, которая была скрыта рукавом ели. Он погружен в свои мысли, одиночество вызывает у него смешанные чувства. Ветер заставляет лес гудеть. Через некоторое время герой слышит звук рога и понимает, что поблизости еще кто-то есть. Ему уже не так грустно и одиноко, он начинает испытывать теплые чувства.
Именно в последних четырех строчках скрывается образ любимой. Поэт надеялся с ней встретиться, увидеться, и это позволило бы ему отвлечься от мрачных мыслей.
Средства выразительности
Для того чтобы донести до читателя красоту природы и чувства героя, Фет использовал разные художественные приемы. Например, метафора «ель рукавом завесила» позволяет воспринимать лес одушевленным. Дополнительную атмосферу создает описание кружащихся листьев, глашатая, мертвого состояния. Все это позволяет почувствовать особенности обстановки.
В стихотворении скрыто немало эпитетов. Так, поэт указывает, что странник бледный, глашатай медный, а приветствие звучит нежно. В тексте совсем нет сравнений.
Поэт использует еще один необычный прием. В начале стиха повествование идет медленно, плавно. Но стоит прозвучать рогу, как все меняется и оживает, сам герой испытывает прилив духа. Эта часть выделена восклицательными предложениями, что особенно подчеркивает эмоции героя.
Фет передает атмосферу леса и его шум с помощью аллитерации «С», «Ж», «Ш». Такой прием позволяет лучше представить природу, ее особенности, атмосферу. При таком описании деревья действительно выглядят, как живые. Они шумят, словно переговариваясь, общаясь друг с другом.
На уроках литературы дети делают анализ стихотворения Фета «Лес», «Ель рукавом…» и других. Такой тип работы учит понимать тексты, искать в них скрытый смысл. Это также развивает эстетические представления. При написании анализа важно указывать не только тему произведения и его жанр, но и использованные автором средства выразительности.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!