Цели и результаты губернской реформы Екатерины 2
Практически любой монарх, правящий в Российской империи, проводил кардинальные изменения в государстве, но далеко не всем удавалось упорядочить власть. Симпатий дворянства и народа смогла добиться Екатерина 2. Губернская реформа, которая была проведена императрицей, затрагивала почти все аспекты внутренней политики страны, включая местное самоуправление и общественную жизнь.
Оглавление:
Предпосылки и причины
Екатерина Великая была идейной преемницей Петра I. Его правление имеет много общих черт с политикой, проводимой императрицей. Екатерина Вторая хотела устроить жизнь во всей стране по единому образцу и стремилась максимально её контролировать. Но не только это стало поводом для проведения новых преобразований в 1775 году.
Губернская реформа Екатерины 2 имела несколько причин. Изменения были необходимы для снижения недовольства местных властей. Часть их полномочий планировалось передать провинциям, чтобы ограничить самовластие губернаторов. Новый документ должен был стать продолжением губернской реформы Петра I. Императрица видела необходимость в пересмотре и изменении административного деления государства. Кроме того, она желала укрепить вертикаль власти, чему также способствовала сословная политика.
Многие историки утверждают, что на изменения во внутренней жизни государства повлияли дворяне. Они были обеспокоены крестьянами, которые возмущались эксплуатационной политикой. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва доказала необходимость принятия соответствующих мер.
Суть преобразований
Новый документ должен был покончить с административным хаосом, который образовался после правления Петра I. С помощью новых порядков столица получала возможность быстрее реагировать на угрозы возможных восстаний.
Императрица планировала увеличить количество губерний. Их необходимо было объединить в несколько генерал-губернаторств, которые стали нововведением в стране. Цели реформы:
- Основной критерий административного деления — количество налогооблагаемого населения (податных душ). При разделении не учитывались национальные и экономические особенности, которые сложились на территории старых губернских образований.
- Усиление местной власти и контроля над населением. Иерархичная система административного аппарата была чётко разделена для дворян, мещан и крестьян. Каждое сословие получало свой аппарат управления.
- Разделение судебных и административных обязанностей между разными органами власти. Каждая местная структура получала определённые функции.
Главной задачей губернской реформы Екатерины 2 была унификация управления крупными административными единицами внутри государства. Поскольку изменения нарушали границы регионов, националисты с окраин считали, что императрица хотела таким образом подавить национальное движение. Но Екатерина Великая утверждала, что новое областное разделение должно было обеспечить единство населения. Датой начала масштабных изменений во внутренней политике Российской империи стал 1775 г. Продолжались они на протяжении десятилетия.
Административные изменения
При формировании вертикали власти высшим органом становилось генерал-губернаторство. Управлял таким образованием генерал-губернатор, выбираемый сенатом. У него было много полномочий. Генерал-губернатор выступал представителем императрицы. Он руководил войсками, которые были расположены на подответственной ему территории. Также он был начальником губернаторов, которые владели губерниями и назначались императорским указом. Каждая административно-территориальная область включала 350—400 тысяч податных душ.
Одна губерния состояла из десятка уездов, которые были минимальной административной единицей. В каждом таком территориальном образовании проживало 20—30 тысяч податных душ. Центром уезда был город. Поскольку крупных населённых пунктов было мало, их статус присвоили некоторым деревням. Многие из них оставались сельскими поселениями десятки лет, хотя и имели городской статус. С реформами Екатерины Второй появилось несколько новых учреждений и должностей:
- Городничий. Был главным в городе и поддерживал общественный порядок. Городничий руководил полицией и контролировал иные учреждения в населённом пункте. Его избирали дворяне, проживавшие в городе.
- Капитан-исправник. Был главным в уезде и выбирался дворянами. Ему подчинялась уездная полиция. Капитан-исправник выступал председателем в земском суде.
- Казённая палата. Выступала отделением министерства финансов. Она отвечала за сбор налогов в уезде, распределяла и контролировала финансовые поступления, следила за работой городничего.
- Приказ общественного призрения. Новое образование контролировало школьные учреждения, приюты и больницы.
Город становился самостоятельной административной единицей. Крупные населённые пункты делились на сегменты, разделённые на кварталы. В каждом из них за порядком следили квартальные надзиратели, которые подчинялись частным приставам.
Судебная часть
В судебной области реформа кардинально меняла схему управления. Система учреждений становилась более чёткой и последовательной. Организации должны были решать проблемы на своих территориях и рассматривать апелляции нижестоящих инстанций. Обязанности судебных учреждений:
- Сенат. Высший судебный орган был разделен на Гражданскую и Уголовную палаты с соответствующими нижестоящими инстанциями.
- Верхний земский суд. Следил за тем, чтобы соблюдались законы в губернии. Это учреждение занималось вопросами по спорам дворян и рассматривало апелляции органов, которые ему подчинялись.
- Нижний земский суд. Следил за выполнением законов в уездах и решал разногласия между дворянами. Его председателями были капитан-исправник и 2—3 выборных заседателя.
- Верхняя расправа. Занималась рассмотрением апелляций из нижестоящих инстанций и вопросами государственных крестьян в губернии.
- Нижняя расправа. Занималась делами крестьян из уездов.
- Губернский магистрат. Рассматривал апелляции из магистратов городов и тяжбы между мещанами.
- Городской магистрат. Занимался судебными разбирательствами между мещанами.
- Совестный суд. Разбирал дела, которые не имели существенной важности и опасности. В суд входили по два человека от крестьян, мещан и дворян.
Для всех категорий судебных органов выбирали определённых сословных представителей. Но вышестоящие дворяне часто вмешивались в работу всех инстанций.
Результаты и значение
Изменения во внутренней жизни Российской империи происходили в течение 10 лет. Они начались с Тверской губернии. В 1872 году новый порядок коснулся Малороссии.
Новая система в административно-судебной части позволила улучшить положение в стране, укрепив вертикаль власти. Она помогла лучше контролировать отдалённые районы государства. Изменения происходили до конца правления императрицы, а сама система действовала до 1917 года.
Интересно узнать, сколько губерний было при Екатерине 2. В результате разукрупнения их стало 51. Из 23 прежних образований были сформированы Московская и Санкт-Петербургская губернии, 48 наместничеств и Таврическая область. Чёткая система власти над губерниями, созданная императрицей, подвергалась лишь незначительным изменениям до конца императорской России.
Были и отрицательные результаты реформы. Главное последствие — коррупция, которая расцвела на административном уровне. Многие утверждали, что власть губернаторов оказалась хуже царской.
Если говорить о результатах губернской реформы Екатерины 2 кратко, то с её помощью был устранён беспорядок, который образовался после правления Петра Великого. Новая реформа смогла вывести государство в число мощных европейских держав.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!