Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
В 1841 году, будучи после военной службы в Минеральных водах на отдыхе, Лермонтов продолжал работу над своими сочинениями. Именно в это время он написал «Выхожу один я на дорогу». Созданное незадолго до трагической гибели поэта, это произведение является одним из лучших лирических произведений, какие существуют в русской литературе XIX века. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» позволит познакомить учащихся с миром глубоких человеческих переживаний, противоречащих с гармонией мироздания.
Оглавление:
История создания
Стихотворение было написано Лермонтовым в 1841 году, напечатано было чуть позже в журнале «Отечественные записки» и одобрено литературной общественностью. Когда-то, впервые познакомившись со стихами юного автора, писатель В. Ф. Одоевский подарил ему блокнот, чтобы тот записывал в него все свои новые тексты. После смерти Михаила Юрьевича стихотворение было обнаружено именно в этом блокноте.
Поэт как будто чувствовал, что жить ему осталось недолго. Переживания автора полностью сливаются с образом лирического героя. Спокойствию природы в «сиянье голубом» противопоставлены мысли о смерти. Персонаж Лермонтова любуется природой, где «звезда с звездою говорит». Она безмятежна, а он страдает.
Поэт измучен страданиями от несовершенности общества, но желает заснуть так, «чтоб в груди дремали жизни силы». Вырос он без материнского тепла и нежности, и сейчас опять один, среди этого звездного великолепия.
Тема и идея
Одиночество — основная тема данного стихотворного произведения Лермонтова. Видя вокруг себя живописные картины природы, лирический герой не может понять, почему ему «так больно и так трудно». Ответа на эти вопросы нет, не нашла творческая поэтическая душа поддержки в несправедливом мире. Но он никого не упрекает в этом. Все его негодующие протесты и мятежный дух остались в прошлом. Сейчас читатель видит лишь воспоминания о прожитом и недовольство тем, что сделано мало.
Утешение он видит только наедине с природой. Природа у поэта чудная и величественная:
- Ее прекрасная музыка продолжает звучать в его тоскующей душе.
- Здесь все устроено правильно и гармонично, не то что в жизни.
Осознание этой мысли еще больше удручает поэта. Но пессимизма в настроении не чувствуется, печаль поэта светлая и проникнута мыслями о незыблемости вселенной и бессмертии человека в ней — вечных проблемах философских умов.
Проводя урок по стихотворению Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», анализ следует начать с актуального вопроса о смысле жизни, которая так часто волнует молодых людей, напомнить о других стихах философского направления. Также желательно кратко рассказать учащимся о военной службе поэта, об отношениях с Мартыновым, с которым дрался на дуэли и был убит. Последующая презентация даст им возможность глубже прочувствовать проблему и поможет написанию сочинения по теме.
Композиция и выразительные средства
Композиционно в поэтическом тексте выделяются две части. Первая при помощи олицетворений и эпитетов описывает всю прелесть южной ночи, вторая часть повествует о чувствах, мыслях и тревожных раздумьях поэта. Произведение имеет пять строф, пронумерованных автором. Содержание обеих частей противопоставлено друг другу: прекрасный пейзаж и отсутствие гармонии его с человеком. Чувства и тревожное состояние героя хорошо передают восклицательные и неоконченные предложения.
Что касается жанра стихотворения, то здесь наблюдается их смешение. Произведение, несомненно, философской направленности, так как поставлены вопросы смысла жизни. Есть и черты элегии: мотивы поиска недовольства собой и покоя, исповедальное повествование, стихотворный размер. Поэт применяет следующие средства выразительности:
- метафоры;
- эпитеты;
- олицетворения;
- риторические вопросы;
- восклицательные предложения.
Последние строчки рисуют прошлое и будущее героя. Он думает, как бы забыться и уснуть, но сон — это не смерть, это прекрасная мечта о любви и понимании. На это указывает и образ цветущего зеленого дуба, олицетворяющего жизнь.
Использование шипящих звуков придаёт стихотворению задушевность, подчеркивая ночную тишину и спокойствие. При изучении произведения в школе неплохо дать ребятам задание составить краткий цитатный план, работа над которым даст учащимся возможность не только еще раз окунуться в мир лермонтовских образов, но и задуматься о своей собственной судьбе.
Размер стиха — хорей, чередуется мужская и женская рифма, придающая сочинению завершенность ритма. Лермонтовский герой понимает, что жизнь человека не бесконечна, что когда-то земная жизнь должна завершиться, но он думает о спокойствии несколько иного рода. А у автора оставалось совсем немного времени до рокового выстрела.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!