Стихотворение Тютчева «О, как убийственно мы любим»: анализ и история
На уроках русской литературы в школе учащимся предлагается к изучению одно из наиболее ярких творений Федора Тютчева «О, как убийственно мы любим». Анализ стихотворения позволяет отнести его к циклу любовной лирики поэта. Многие критики называют произведение элегией из-за большого количества лирических эпитетов, выражающих грусть и тоску на фоне ярких, искренних и чувственных переживаний из-за любви.
Оглавление:
История создания
Федор Тютчев — один з величайших поэтов русской литературы, оставивший огромное количество произведений последующим поколениям. Вкладывая душу в стихи, автор сделал их понятными и доступными любому, кто хоть раз кратко или длительно познал светлое и нежное чувство. Создание цикла лирических стихотворений писателя связано с непростой личной жизнью, в которой присутствовало все:
- незабываемые встречи;
- бурные романы;
- горькие расставания.
Все пережитые чувства Тютчев перекладывал на бумагу, олицетворяя в своем герое самого себя.
Свои произведения Тютчев посвящал женщинами, с которыми состоял во взаимных отношениях. Идея сочинения стихотворения «О, как убийственно мы любим» возникла у автора в 1851 году. Оно признано критиками одним из самых выразительных, ярких и чувственных.
Будучи официально женатым человеком, лирик познакомился с очаровательной молодой дворянкой Еленой Денисьевой. Решившись признаться девушке в своих чувствах, поэт узнал, что они взаимны. Так и началась трогательная и яркая история любви 47-летнего писателя и 24-летней красавицы. Поначалу пара скрывала свои отношения от окружающих, однако постепенно время, проводимое вместе, увеличивалось, поэтому прятать симпатию стало невозможно.
Вскоре возлюбленная Тютчева сообщила ему новость о предстоящем появлении на свет их первого общего ребенка. Любовный треугольник писателя, его жены и любовницы существовал почти 15 лет. За это время в обществе вспыхивали грандиозные скандалы, упреки и даже унижения в адрес Денисьевой. Ее поведение считалось аморальным, а связь с женатым человеком была недопустимой для женщины из высшего общества.
Елена любила Тютчева настолько сильно, что собралась с духом и пошла против воли своей семьи. Высшее общество оказалось недосягаемым для Денисьевой, практические все двери перед ней захлопнулись.
Переполненное любовью и нежностью стихотворение «О, как убийственно мы любим» поэт посвятил Елене. Основной идеей написания является вознесение великого чувства, из-за которого люди часто теряют голову. Автор поддерживал свою любимую, как только мог, а она, отвечая взаимностью и не лицемеря, сделала все, чтобы пронести любовь через всю жизнь.
Структура и композиция
Стих состоит из десяти четверостиший, два из которых идентичны. Они использованы намеренно для обрамления текста, расставлены в начале и конце стихотворения. Благодаря повторению строф автору удалось добиться большей эмоциональной выразительности и подчеркнуть значимость элегии.
Композиция произведения построена таким образом, что в первой части поэт рассуждает, каким тяжелым испытанием для человека может стать сильная любовь. Погружение в это чувство с головой он образно ассоциирует с убийством, в результате чего приходится чего-то лишиться в жизни. Вторую часть Тютчев посвятил кратким воспоминаниям, он погрузился в те дни, когда вспыхнувшая в сердце любовь еще делала его счастливым.
Две тематические части — это не отдельные темы в сюжете. Автор умело переплетает свои мысли, воспоминания и размышления, радость от трепетного чувства и неотъемлемое переживание. К таким приемам прибегали и другие поэты русской литературы (Пушкин, Фет).
Жанр произведения
«О, как убийственно мы любим» — это элегия с характерными для нее философскими рассуждениями и печалью, пронизывающей весь текст: «Куда ланит девались розы? Улыбка уст и блеск очей?». Многие критики увидели в этих словах разочарование автора в том, что он когда-то сделал — разрушил официальную семью ради незаконной супруги Елены Денисьевой.
Тютчев использует в качестве стихотворного размера четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку. Не лишено художественное произведение и средств выразительности:
- метафоры («слепость страстей», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была…»);
- сравнения («как северное лето, был мимолетным гостем он»);
- эпитеты («смех младенчески живой», «встреча роковая»).
Весь текст представляет собой монологическую речь, рассуждения автора с самим собой. Денисьева умерла в молодом возрасте, что стало следствием постоянных нервных потрясений, переживаний и душевных волнений. Именно в этом писатель винит себя, считая, что гибель девушки — это результат его легкомысленного отношения к ней. Он мог бы не начинать роман с юной красавицей, не вызывать в ее адрес порицания и насмешки.
Женский образ, присутствующий в произведении, отражает слабость, беззащитность и робость девушки перед всепоглощающим чувством любви.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!