Не хватает времени написать работу?

Доверьте это профессионалам.

Узнать стоимость

Краткое содержание рассказа «Один день Ивана Денисовича»

Рассказ «Один день Ивана Денисовича», с кратким содержанием которого дети знакомятся в школе, принес Александру Солженицыну мировую известность. Произведение неоднократно запрещалось советской властью, поэтому в свободной продаже появилось лишь в 90-х годах прошлого века после падения СССР. В рассказе повествуется о жизни Ивана Шухова, бывшего крестьянина, который стал заключенным исправительного лагеря.

Оглавление:

Один день ивана денисовича читать краткое содержание

История написания

По словам автора, он задумал написать эту книгу в начале 50-х годов, когда отбывал срок в лагере Северного Казахстана. Зимой 1952 года Солженицын вместе с напарником таскал носилки в степи и в этот момент решил рассказать всему миру историю ГУЛАГа. К тому времени у писателя уже был богатый опыт жизни в советских лагерях. Вернувшись из ссылки в июне 1959 года, он пишет свой знаменитый рассказ «Один день Ивана Денисовича».

Шолохов писатель

Естественно, что о печати такого произведения речи быть не могло. Даже наличие на руках рукописи могло стать основанием для получения длительного тюремного срока. Лишь с наступлением хрущёвской оттепели стала возможна печать рассказа, при этом автор использовал псевдоним А. Рязанский. Редактор журнала «Новый мир» прочёл рукопись, на него произведение оказало сильнейшее впечатление, поэтому он сразу же занялся подготовкой к печати.

Единственная правка, которую предложил издатель, — изменить название произведения с «Щ-854. Один день зека» на что-то более жанровое. Чтобы пройти цензуру и добиться последнего разрешения на печать, известные столичные литераторы даже обратились к Хрущеву, который в период оттепели проводил политику либерализации. В 1962 году в журнале «Новый мир» было опубликовано первое произведение Солженицына, сделавшего автора знаменитым.

Сразу после появления в печати рассказ стал грандиозным событием в СССР, о нём положительно отзывались критики, утверждая, что он обличал все несправедливости сталинского режима. Однако в скором времени политика оттепели была свернута, поэтому неудивительно, что произведение Солженицына запретили, а литераторы, которые первоначально хвалили его, стали подчеркивать политическую подоплеку рассказа и его отрыв от реальности.

Главные герои

Главный герой произведения Иван Шухов — это собирательный образ, который воплощает в себе черты многих заключенных. Каждый зек, который сидел вместе с Солженицыным, имел уникальные черты, которые в последующем были воплощены в Шухове. В первой части произведения становится понятно, что главный герой попал в лагерь по недоразумению — он бывший крестьянин и солдат, который бежал из плена и получил за это десятилетний срок.

Шухов — добрый и отзывчивый человек, который любит трудиться. Он не лишён природной смекалки, что и позволяет ему выжить в этом жестоком мире. Второстепенные персонажи:

Один день ивана денисовича

  • бригадир Тюрин;
  • капитан Буйновский Андрей Васильевич;
  • кинорежиссер Цезарь;
  • Алешка-баптист;
  • заключённый Стенька;
  • два эстонца;
  • Ю-81.

В рассказе Солженицын часто применяет аллегорию, в том числе по отношению к персонажу Ю-81. Это собирательный образ старых каторжан, которые, проведя всю жизнь в ссылках и лагерях, не были сломлены и не изменили своего мышления. Такие люди в произведении Солженицына вызывают уважение, они всегда поступают по совести и честны с другими.

Сюжет рассказа

Сюжет «Одного дня…» описывает будни заключённых в советских тюрьмах. Повествование начинается в 5 часов утра сразу же после подъёма зеков, а заканчивается поздно вечером после отбоя. Читатель словно проживает один день с заключённым Шуховым, выполняет с ним тяжелую работу, пытается как-то выжить в нечеловеческих условиях, а вечером радуется счастливому завершению дня.

Краткое содержание один день ивана денисовича

В первой части рассказа Шухов едва не попадает в карцер, после чего надзиратель приказывает ему вымыть пол в комнате и лишь после этого разрешает идти в столовую за пайкой. После завтрака главный герой отправляется в санчасть, однако остаться тут не получилось, поэтому приходится тепло одеваться, выходить на адский мороз и начинать работу. Шухов всю жизнь прожил в деревне и не боялся труда, поэтому мог стойко выдерживать все тяготы жизни в лагере.

Во время обеденного перерыва читатель вместе с Шуховым оказывается в небольшой полевой столовой. Это важнейшая часть произведения, поскольку здесь главный герой общается с другими зеками. Беседа раскрывает их внутренний мир. Автор показывает, что люди даже в тяжелых условиях стараются сохранить человеческое обличие. Также в произведении описывается, что и в лагерной жизни у богатых, коим являлся кинорежиссер Цезарь, были свои привилегии — они не ходили в наряды и меньше работали.

Один день ивана денисовича читать

После скудного обеда бригада заключённых вновь выходит на работу, занимаясь строительством в степи при 40-градусном морозе. Такой труд был по-настоящему адским, но Солженицын указывал, что это не классический сибирский лагерь, а учреждение с облегченным режимом. Стоит только догадываться, в каких условиях жили и трудились зеки в северных объектах ГУЛАГа. Часто в лагере у Шухова умирали заключенные, которые были ослаблены, не могли перенести зимние холода в Казахстане и плохое питание.

После ужина и отбоя Шухов укладывался спать, говорил с соседями и мысленно радовался тому, что смог пережить еще один сложный день. Главному герою нужно было отсидеть 10 лет за то, что он во время войны попал в плен из-за глупых действий командиров, после чего смог, рискуя своей жизнью, сбежать из немецкого лагеря. Шухов не считал себя виноватым, он всеми силами хотел оказаться на свободе и жить обычной счастливой жизнью у себя в деревне.

Особенности произведения

В своей повести Александр Солженицын пересказывает жизнь людей, оказавшихся в исправительно-трудовых лагерях. По мнению критиков, центральная тема произведения — победа человека над лагерным насилием. ГУЛАГ был создан, чтобы ломать и полностью уничтожать личности заключённых, однако Шухов и другие зеки смогли сохранить человеческий облик. Для этого им пришлось ежедневно вести внутреннюю борьбу, чтобы даже сложных обстоятельствах всегда оставаться людьми. Значение рассказа Солженицына:

Один день из жизни ивана денисовича

  • обличение советской власти;
  • прославление человека;
  • дань памяти всем погибшим в ГУЛАГе.

Сегодня первоначальный текст рассказа изучается в старших классах, а характеристики героев важны для подготовки школьников к ЕГЭ. Литераторы отмечают, что «Один день из жизни Ивана Денисовича» — это классическое произведение, посвящённое теме ГУЛАГа в СССР. Солженицын написал живой и трогающий рассказ, который стал поворотной точкой в истории Советского Союза. Читать «Один день Ивана Денисовича» кратко онлайн можно бесплатно на Брифли и других ресурсах, а поближе познакомиться с историей написания произведения удастся в Википедии.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Контактные данные - строго конфиденциальны!

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Популярные статьи

Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!

Оставить комментарий