Образ Базарова в романе «Отцы и дети» - описание внешности, характер, происхождение, воспитание
Поворотным событием для истории России второй половины XIX века стала отмена крепостного права (1861). Принятие реформы было опасным, но нужным решением императора Александра II.
Оглавление:
Поворотным событием для истории России второй половины XIX века стала отмена крепостного права (1861). Принятие реформы было опасным, но нужным решением императора Александра II.
Страна разделилась на два условных лагеря: консерваторов-крепостников и западников, представителей либеральных взглядов.
И. С. Тургенев предугадал наступление переломного момента и запечатлел его на страницах своего романа (1862). События книги разворачиваются незадолго до реформы, в 1859 году, демонстрируя ранее невиданный образ – образ Базарова в романе «Отцы и дети».
Новый герой вызвал у публики противоречивые эмоции. Споры об «Отцах и детях» не утихали и среди критиков. М. А. Антонович назвал Базарова «Асмодеем нашего времени» (1862). В своем сочинении с одноименным названием он упрекнул автора в том, что тот оставил свои идеалы и осмеял новое поколение.
М. Н. Катков, напротив, обвиняет писателя в преувеличении достоинств Базарова. Иного мнения придерживался публицист-революционер А. И. Герцен: «Ты (Тургенев) хотел выпороть детей, но выпорол отцов». Д .И. Писарев пытается приблизиться к истинно верному пониманию замысла и темы автора в критическом сочинении «Базаров» (1862).
В главном герое критик отмечает качества, присущие истинному революционеру, которой может положительно повлиять на судьбу своей страны, сдвинуть ее с места.
Характеристика Базарова
Летом 1859 года к помещику Николаю Петровичу Кирсанову в поместье приезжает его сын, Аркадий Николаевич Кирсанов, со своим другом и идейным вдохновителем Евгением Васильевичем Базаровым.
С первых страниц романа читатель улавливает неординарность героя, его мощь и смекалку. Базаров – яркий образ представителя нового поколения, сложенный из мелких деталей, рассыпанных автором на страницах произведения.
Происхождение Евгения Васильевича
Тургенев выводит на первый план героя недворянского происхождения. Базаров – выходец из бедной крестьянской семьи, сын уездного лекаря. О своем происхождении он с торжеством говорит, что его дед был крестьянином и пахал землю.
Он сознательно умалчивает о биографии деда по материнской линии, тем самым подчеркивая отсутствие преклонения перед дворянским сословием.
В своей жизни Базаров всего достиг упорным трудом, у своей семьи он никогда не просил взаймы.
Родители
Василий Иванович Базаров – бывший военный лекарь, простой и открытый человек. Находясь в отставке, он продолжает врачевать, не взимая за это никакой платы. О себе отец Базарова говорит прямо, что он сын обычного штаб-лекаря, подчеркивает недворянское происхождение (называет себя плебеем).
Арина Власьевна – потомственная дворянка, дочь секунд-майора Василия. Правда после замужества она располнела и совершенно позабыла прежнюю жизнь.
Базаров для своих родителей предмет гордости, они несколько даже побаиваются своего сына (мать страшится «как бы не надоесть»), своих высказываний при нем («а вдруг ему не понравится»), проявления своей родительской любви («он этого не любит»).
Евгений Васильевич – любимый и единственный сын. После смерти «Енюшеньки» (так звали Базарова родители) старики скорбно доживают свой век, навещая могилу сына.
Воспитание и образование
Базаров – человек, который сделал себя сам. Он стремится к саморазвитию, самообразованию. Родители героя не были богатыми людьми, поэтому на образование Базаров зарабатывал самостоятельно.
Своей профессиональной стезей герой выбирает медицину. Базаров, как и его отец, лечит крестьян окрестных деревень. Смерть героя трагична, он умирает в возрасте 30 лет в тяжелой горячке от заражения крови (заразился Базаров на рабочем месте при вскрытии).
Внешность героя
Интересен портрет главного героя. Евгений Васильевич отнюдь не красавец: худое лицо; широкий лоб; кверху плоский, книзу заостренный нос; большие глаза; висячие бакенбарды. Красные руки Базарова характеризуют его как рабочего человека, которому свойственен тяжелый труд.
Описывая своего героя, Тургенев отмечает, что тот не был модно одет – носил длинный балахон с кистями. Внешний вид для героя не главное, это лишь оболочка, за которой прячется ум.
Стоит обратить внимание на речь и лексику героя. Базаров немногословен, он говорит кратко и по делу, подчеркивая свою решительность и уверенность. В своей речи он использует различные термины, что подтверждает его увлечения естественными науками. Лексика героя оценочна и народна: «тертый калач», «славный малый».
Нигилизм Базарова
Нигилист – человек, отрицающий приоритеты. Базарову приятно отрицать, ему несвойственен демократизм суждений.
Базаров – эмпирик, он признает только то, что можно засвидетельствовать с помощью органов чувств. Все чувства он рассматривает с позиции бытового применения: любовь, поэзия, искусство – все это не имеет ценности, если оно не пригодно в использовании.
Взгляды на жизнь
Отношение к жизни складывается из отношений к окружающим, к труду, к самому себе.
Отношение к родителям
Мать для Базарова всего лишь домохозяйка. Он иронично относится к ее наивной простоте, набожности. Она не может быть достойным собеседником для него. Он даже не знает, о чем можно поговорить с тем, кто за свою жизнь прочел лишь одну книгу, и то не ученый труд, а какой-то сентиментальный роман.
Отца Базаров упрекает в том, что тот придерживается традиционных способов врачевания, уповая на Божью помощь.
Несмотря на расхождение в мировоззрении, Базаров любит своих родителей, но, в отличие от них, не говорит об этом открыто, скрывая свои эмоции под маской нигилистических убеждений.
Его чувства раскрываются в период болезни. Одинцовой он открыто говорит, как любит своих старичков, что таких светлых, как они, больше нигде не найдешь.
Отношение к аристократии
Для Евгения Васильевича аристократия – бесполезный слой общества. Герой не разделяет вдохновленного отношения Павла Петровича Кирсанова к дворянству (спор за обеденным столом, ироничное поведение в гостях).
По мнению Базарова, дворяне не приносят пользы государству, а лишь кичатся регалиями своих предков. Основным занятием аристократов Базаров называет безделье и пустословие.
Научные взгляды
Отношение к искусству
Искусство для Базарова – пустое несерьезное занятие, в нем он не видит практической значимости. Примеры, подтверждающие суждения героя, представлены в таблице:
Базаров не видит в искусстве ни плюсы, ни минусы. Однако стоит учесть, что поэзия, живопись и музыка воспитывают эстетические качества человека, развивая его как личность.
Цитаты Базарова о любви
Отношение Базарова к любви можно разделить на два этапа: до влюбленности в Одинцову и после. Невлюбленный Базаров относился к женщине, как к «бабенке», которой нетрудно овладеть.
Красота воспринимается Базаровым грубо, и сама Одинцова кажется герою экспонатом анатомического театра.
Однако любовь меняет героя. В горячке он особенно остро ощущает страстное чувство – что он влюбился в Анну Сергеевну Одинцову.
Известные афоризмы Базарова
Как автор относится к Базарову
И. С. Тургенев не раз заявлял, что Базаров – не своевременный герой, он стоит на пороге будущего. Писатель не разделял нигилистические взгляды своего героя, и, чтобы погрузиться в сознание создаваемого героя, некоторое время вел от его лица дневник.
Автор кратко и открыто говорил, что «хотел сделать из него (Базарова) лицо трагическое»; что задумывал сделать героя диким, близким всем своим нутром к природе.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!