Стратегическое планирование - сущность, методы, основные этапы
Стратегическое планирование в современном бизнесе необходимо в условиях постоянно изменяющейся экономической ситуации.
Оглавление:
- Что такое стратегическое планирование
- Причины стратегического управления
- Основные стратегии организации
- Классификация и выбор стратегии
- Этапы стратегического планирования
- Стратегический план предприятия
- Методы реализации стратегического плана
- Оценка стратегического плана
- Роль маркетинга в стратегическом планировании
- Заключение
Что это такое, зачем нужно и что себя включает? Об этом подробнее далее.
Что такое стратегическое планирование
Стратегическое планирование в менеджменте является процессом формирования и реализации в жизни списка решений и действий исполнителями в определенные сроки, которые нацелены на выполнение стратегических задач.
Планирование предпринимается руководителем и нужно для реализации намеченных целей.
Согласно определению Питера Лоранжа, известного профессора бизнес-управления, это инструмент, который помогает принимать правильные управленческие решения, и нужен он для обеспечения изменения в управлении организации.
Понятие собирательное, поэтому оно включает в себя процесс перераспределения средств, адаптацию к среде, основы осознания управленческой стратегии.
Причины стратегического управления
Его появление обусловлено множеством причин из-за изменения характера среды работы фирмы.
Они делятся на четыре больших группы причин:
- Создана по общемировым тенденциям на мировом рынке, в частности, из-за глобализации, новых технологий, итогов научного и технического достижения, формирования сетей, увеличения конкурентов.
- Создана по тем преобразованиям, которые произошли вследствие перехода с государственной на рыночную модель хозяйства.
- Создана из-за появления большого количества хозяйств разной формы собственности, что привело к возникновению на рынке непрофессиональных кадров.
- Появилась из-за сложной социальной и экономической ситуации в итоге перехода к рыночной экономике, спада фирмы, перестройки в экономической сфере, процесса инфляции и безработицы, банкротства и иных явлений.
Основные стратегии организации
Стратегия компании зависит от того, какой она имеет размер, структуру, состояние в рыночной среде и иных факторов.
Всего имеется четыре стратегии:
- Корпоративный вид стратегии - полноценный план по управлению компанией, который включает все отделы. В него входит план действий, который предпринимаются для стабилизации общего положения дел в фирме и укрепления ее места.
- Бизнес-модель как вид стратегии - план действий в условиях конкуренции для достижения преимущества в рамках одной сферы.
- Операционный вид стратегии - определенная инициатива стратегии и подход в руководстве фирмой, финансовым отделом или центром распределения при разрешении повседневных проблем, которые имеют значение.
- Функциональный вид стратегии - включает в себя несколько иных разновидностей стратегий: по товарам, по ценам, по поведению фирмы на рынке, по снижению транзакций, по содержанию внешнеэкономической деятельности, по стимулированию персонала и по предотвращению банкротства.
Классификация и выбор стратегии
Выбор стратегии в фирме осуществляют после анализа ее состояния, учета финансовой ситуации, характера стратегий и вида работы фирмы.
Имеется стратегия по:
- концентрированному росту: усиливает рыночные позиции;
- интегрированному росту: обратна вертикальной интеграции;
- диверсификационному росту - та, которая направлена на процесс центрированной диверсификации;
- стратегия сокращения - та, которая нацелена на уменьшение расходов с улучшениями доходной части.
Этапы стратегического планирования
Стратегическое планирование в любой фирме состоит из пяти этапов:
- Определение миссии с ее целями.
- Анализ среды и потенциальных шансов компании в силу этой среды.
- Подбор стратегии.
- Выполнение стратегии.
- Оценка с контролем выполнения.
Миссией компании является главная цель существования компании. Она показывает устремление, планы развития и ее приоритетные ценности.
В миссии не указывается текущее состояние компании, проблемы, а также приобретение прибыли как приоритет, хотя это и считается важным фактором существования фирмы.
Миссия - это список целей компании в конкретной форме, а они имеют:
- четкую ориентированность;
- конкретику;
- непротиворечивую и согласованную форму;
- адресную и контролируемую форму.
После выстраивания миссии и цели, совершается анализ. Он нужен для выявления стратегии развития, выявления возможной угрозы для фирмы. При этом анализируется внешняя и внутренняя среда - составные элементы.
Анализ внешней среды - процесс определения угроз для фирмы со стороны рынка, а внутренней - процесс определения угроз со стороны кадров, управленческой структуры, производства, финансов и маркетинга.
Анализ внешней среды дает возможность сделать план действий на случай непредвиденных обстоятельств со стороны рынка, анализ внутренней среды - вскрыть потенциал фирмы для борьбы с конкурентами.
[warning]Стоит отметить: стратегия развития фирмы выбирается при учете места фирмы на рынке конкуренции, перспектив ее развития. Она должна осуществлять цели компании. Если она соответствует, тогда стратегическое планирование начинает действовать.[/warning]
Последний этап стратегического планирования - оценка и контроль его выполнения. Контроль нацелен на проверку соответствия положения компании поставленным целям. Он оценивает и корректирует результаты выполнения плана, работы всей организации, повышает эффективность ее работы.
По завершении этапа выявляются преимущества и недостатки фирмы, угрозы для банкротства и потери прибыли компании, то есть проводится аудит, предоставляемый в виде отчета руководителю.
Стратегический план предприятия
Стратегический план считается долговременной схемой действия фирмы (примерно 10-15 лет), в которой указываются стратегии, цели с задачами компании. Это документ, который выражает миссию компании.
План разрабатывается в 4 этапа. Вначале определяется стратегическое положение компании, ее особенности, делается обобщенная оценка ее перспектив развития, определяется альтернатива ее развития.
Методы реализации стратегического плана
Методология реализации стратегического плана - совокупность действий, которые нацелены на обоснование и анализ прогнозирования развития компании, стратегии и миссии; способы или технические приемы для решения проблем планирования.
Их реализация невозможна без определения тактики, бюджета и управления по целям.
Тактика - целесообразное применение действий в организации управления. Без нее невозможна реализация плана.
Бюджет является количественным воплощением стратегического плана в доходах и расходах за конкретное время, разрабатывается управленческой верхушкой компании.
Управление по целям является маркетинговой системой управления организации или системой методов реализации плана, в которой одновременно соединяются цели и задачи плана.
Оценка стратегического плана
Оценка стратегического плана - обязательное условие для планирования и ее ключевой компонент. Она позволяет сравнивать реальные показатели работы организации и сопоставлять их с ее целями.
Оценка эффективна при систематичном порядке. Необходима для процесса корректирования стратегии и получения успеха организации.
Роль маркетинга в стратегическом планировании
Маркетинг призван обязательно изучать запросы потребителей и цели компании. Его сущность помогает выявить реальную нужду потребителей и поспособствовать ее удовлетворению с помощью выведения на рынок необходимых товаров и услуг компании.
Маркетинг помогает изучить рынок товаров с услугами, чтобы наилучшим образом бороться компании с конкурентами. Его действие ориентировано на получение прибыли организацией, исходя из ее функции для общества.
Заключение
Итак, стратегическое планирование - собирательное понятие. Это список действий, принципы, которые позволят сохранить компанию на плаву в конкурентных условиях, выявить ее недостатки и убрать их во избежание спада эффективности предприятия.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!