Не хватает времени написать работу?

Доверьте это профессионалам.

Узнать стоимость

Стратегическое планирование - сущность, методы, основные этапы

Стратегическое планирование в современном бизнесе необходимо в условиях постоянно изменяющейся экономической ситуации.

Оглавление:

Что это такое, зачем нужно и что себя включает? Об этом подробнее далее.

Что такое стратегическое планирование

Стратегическое планирование в менеджменте является процессом формирования и реализации в жизни списка решений и действий исполнителями в определенные сроки, которые нацелены на выполнение стратегических задач.

Планирование предпринимается руководителем и нужно для реализации намеченных целей.

Согласно определению Питера Лоранжа, известного профессора бизнес-управления, это инструмент, который помогает принимать правильные управленческие решения, и нужен он для обеспечения изменения в управлении организации.

Понятие собирательное, поэтому оно включает в себя процесс перераспределения средств, адаптацию к среде, основы осознания управленческой стратегии.

Причины стратегического управления

Его появление обусловлено множеством причин из-за изменения характера среды работы фирмы.

Они делятся на четыре больших группы причин:

  1. Создана по общемировым тенденциям на мировом рынке, в частности, из-за глобализации, новых технологий, итогов научного и технического достижения, формирования сетей, увеличения конкурентов.
  2. Создана по тем преобразованиям, которые произошли вследствие перехода с государственной на рыночную модель хозяйства.
  3. Создана из-за появления большого количества хозяйств разной формы собственности, что привело к возникновению на рынке непрофессиональных кадров.
  4. Появилась из-за сложной социальной и экономической ситуации в итоге перехода к рыночной экономике, спада фирмы, перестройки в экономической сфере, процесса инфляции и безработицы, банкротства и иных явлений.

Основные стратегии организации

Стратегия компании зависит от того, какой она имеет размер, структуру, состояние в рыночной среде и иных факторов.

Всего имеется четыре стратегии:

  1. Корпоративный вид стратегии - полноценный план по управлению компанией, который включает все отделы. В него входит план действий, который предпринимаются для стабилизации общего положения дел в фирме и укрепления ее места.
  2. Бизнес-модель как вид стратегии - план действий в условиях конкуренции для достижения преимущества в рамках одной сферы.
  3. Операционный вид стратегии - определенная инициатива стратегии и подход в руководстве фирмой, финансовым отделом или центром распределения при разрешении повседневных проблем, которые имеют значение.
  4. Функциональный вид стратегии - включает в себя несколько иных разновидностей стратегий: по товарам, по ценам, по поведению фирмы на рынке, по снижению транзакций, по содержанию внешнеэкономической деятельности, по стимулированию персонала и по предотвращению банкротства.

Классификация и выбор стратегии

Выбор стратегии в фирме осуществляют после анализа ее состояния, учета финансовой ситуации, характера стратегий и вида работы фирмы.

Имеется стратегия по:

  • концентрированному росту: усиливает рыночные позиции;
  • интегрированному росту: обратна вертикальной интеграции;
  • диверсификационному росту - та, которая направлена на процесс центрированной диверсификации;
  • стратегия сокращения - та, которая нацелена на уменьшение расходов с улучшениями доходной части.

Этапы стратегического планирования

Стратегическое планирование в любой фирме состоит из пяти этапов:

  1. Определение миссии с ее целями.
  2. Анализ среды и потенциальных шансов компании в силу этой среды.
  3. Подбор стратегии.
  4. Выполнение стратегии.
  5. Оценка с контролем выполнения.

Миссией компании является главная цель существования компании. Она показывает устремление, планы развития и ее приоритетные ценности.

В миссии не указывается текущее состояние компании, проблемы, а также приобретение прибыли как приоритет, хотя это и считается важным фактором существования фирмы.

Миссия - это список целей компании в конкретной форме, а они имеют:

  • четкую ориентированность;
  • конкретику;
  • непротиворечивую и согласованную форму;
  • адресную и контролируемую форму.

После выстраивания миссии и цели, совершается анализ. Он нужен для выявления стратегии развития, выявления возможной угрозы для фирмы. При этом анализируется внешняя и внутренняя среда - составные элементы.

Анализ внешней среды - процесс определения угроз для фирмы со стороны рынка, а внутренней - процесс определения угроз со стороны кадров, управленческой структуры, производства, финансов и маркетинга.

Анализ внешней среды дает возможность сделать план действий на случай непредвиденных обстоятельств со стороны рынка, анализ внутренней среды - вскрыть потенциал фирмы для борьбы с конкурентами.

[warning]Стоит отметить: стратегия развития фирмы выбирается при учете места фирмы на рынке конкуренции, перспектив ее развития. Она должна осуществлять цели компании. Если она соответствует, тогда стратегическое планирование начинает действовать.[/warning]

Последний этап стратегического планирования - оценка и контроль его выполнения. Контроль нацелен на проверку соответствия положения компании поставленным целям. Он оценивает и корректирует результаты выполнения плана, работы всей организации, повышает эффективность ее работы.

По завершении этапа выявляются преимущества и недостатки фирмы, угрозы для банкротства и потери прибыли компании, то есть проводится аудит, предоставляемый в виде отчета руководителю.

Стратегический план предприятия

Стратегический план считается долговременной схемой действия фирмы (примерно 10-15 лет), в которой указываются стратегии, цели с задачами компании. Это документ, который выражает миссию компании.

План разрабатывается в 4 этапа. Вначале определяется стратегическое положение компании, ее особенности, делается обобщенная оценка ее перспектив развития, определяется альтернатива ее развития.

Методы реализации стратегического плана

Методология реализации стратегического плана - совокупность действий, которые нацелены на обоснование и анализ прогнозирования развития компании, стратегии и миссии; способы или технические приемы для решения проблем планирования.

Их реализация невозможна без определения тактики, бюджета и управления по целям.

Тактика - целесообразное применение действий в организации управления. Без нее невозможна реализация плана.

Бюджет является количественным воплощением стратегического плана в доходах и расходах за конкретное время, разрабатывается управленческой верхушкой компании.

Управление по целям является маркетинговой системой управления организации или системой методов реализации плана, в которой одновременно соединяются цели и задачи плана.

Оценка стратегического плана

Оценка стратегического плана - обязательное условие для планирования и ее ключевой компонент. Она позволяет сравнивать реальные показатели работы организации и сопоставлять их с ее целями.

Оценка эффективна при систематичном порядке. Необходима для процесса корректирования стратегии и получения успеха организации.

Роль маркетинга в стратегическом планировании

Маркетинг призван обязательно изучать запросы потребителей и цели компании. Его сущность помогает выявить реальную нужду потребителей и поспособствовать ее удовлетворению с помощью выведения на рынок необходимых товаров и услуг компании.

Маркетинг помогает изучить рынок товаров с услугами, чтобы наилучшим образом бороться компании с конкурентами. Его действие ориентировано на получение прибыли организацией, исходя из ее функции для общества.

Заключение

Итак, стратегическое планирование - собирательное понятие. Это список действий, принципы, которые позволят сохранить компанию на плаву в конкурентных условиях, выявить ее недостатки и убрать их во избежание спада эффективности предприятия.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Контактные данные - строго конфиденциальны!

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Популярные статьи

Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!

Оставить комментарий