Методы прогнозирования - классификация и характеристика
Методы прогнозирования – это совокупность различных способов изучения объекта прогноза для сформирования определённого понятия.
Оглавление:
- Общие понятия в методологии прогнозирования
- Отличие прогнозирования от планирования
- Типы прогнозирования
- Виды прогнозов
- Классификация методов прогнозирования
- Общая характеристика методов прогнозирования
- Критерии и факторы выбора метода прогнозирования
- Оценка достоверности прогнозов
- Примеры эффективного применения методологии прогнозирования
- Роль методологии и прогнозирования в современном мире
Рассмотрим, какие выделяют типы прогнозирования, что предполагает собой прогноз, разберемся в главных терминах, дадим характеристику методов.
Общие понятия в методологии прогнозирования
Прогноз — это предвидение будущего определённого объекта. Умение прогнозировать необходимо на начальном этапе любого дела. Существует определённая методика прогнозирования. Вначале необходимо определиться с объектом и с субъектом.
Объект - процесс, о состоянии которого даётся прогноз.
Субъект - организация, специалист или исследовательская группа, которая осуществляет анализ объекта.
Методология прогнозирования – целая наука, которая изучает различные методы прогнозирования.
Отличие прогнозирования от планирования
Прогнозирование - это процесс предугадывания, как будут развиваться события до их наступления.
Планирование — правильное распределение ресурсов, это процесс, направленный на определения целей, задач и действий на будущее.
Приемы прогнозирования – это математические, логические действия для получения прогнозов для дальнейшего моделирования процесса.
Типы прогнозирования
Выделяют следующие типы:
- Интуитивное. Яркий пример этого типа прогноза – продукт выдумки фантастов, сказочников.
- Поисковое, которое подразделяется на традиционное и новаторское. Это научное прогнозирование проходит под девизом: «Вчера, сегодня, завтра», опираясь на источник информации, проникает в будущее.
Традиционный подход: развитие экономики проходит постепенно, непрерывно, проекция (экстраполяция) настоящего в ближайшее завтра.
Новаторский подход: внешняя и внутренняя среда по-своему действуют на развитие объекта, поэтому намечается тенденция вариативности. Такой подход появился в конце XX века, в своё время занимал лидирующее положение в составлении планов.
Виды прогнозов
-
- Краткосрочный и долгосрочный.
- Пассивный и активный.
Пассивное прогнозирование: организация из-за некоторых причин (отсутствие финансов, например) не в состоянии изменить стратегию, допускает возможность самостоятельного изменения внешних факторов.
Активное прогнозирование: объект исследования активно влияет на перспективные планы, на среду.
- Вариантный и инвариантный. Один путь развития - это инвариантный вид прогноза, наличие нескольких вариантов - это вариативный прогноз.
- Точечный и интервальный. Точечный - только один итог. Интервальный - расширенный диапазон в ответах.
Классификация методов прогнозирования
Прогностический метод; по правилу действия методов; по способу добывания информации.
Существуют комбинированные методы. Если сказать кратко: объединение различных форм прогнозирования.
Иногда не существует конкретного метода для постановки прогноза, особенно для целых социальных и экономических систем. В таких случаях субъект пробует несколько методов.
Общая характеристика методов прогнозирования
Процесс определения будущего - это кропотливый труд опытных специалистов. Научное прогнозирование применяется в экономике, социологической сфере, в медицине. Пример использования – прогноз погоды.
Экспертные методы
Базируется на экспертной информации. При методологически правильном подходе к прогнозированию гарантируются точность, воспроизводимость результата. Экспертная оценка нужна, когда нет научного расчёта по объекту.
Назначение этого метода – создание какого-то представления о дальнейших перспективах. Прогноз строится на основе оценки опроса и анализа. Оценка строится в виде обратной связи после экспертного опроса, генерации идей, игрового моделирования.
Формализованные методы
В основе лежит математический расчёт, изучение исследуемого объекта во временных рядах. Прогноз высчитывается с помощью математических формул.
Статистические методы
Применяются в плановых и маркетинговых, а также в аналитических отделах организаций, в торговле, страховых и финансовых компаниях, банках, учреждениях правительства. Используются фактографические сведения.
Метод прогнозного графа
Сначала ставится цель. Намечаются оценки средств в количественном эквиваленте в целедостижении. Далее каждый субъект намечает промежуточные цели. Вновь анализируются предыдущие цели. Здесь работает комиссия в новом составе.
Действия следующие:
- оформляются графы целедостижений;
- графы помогают корректировать цели на втором уровне;
- оформляются подграфы, где анализируется наличие циклов, тупиков.
Граф предварительного прогноза на базе всего процесса изучается независимыми экспертами, которые анализируют количество оценки вершины (цель) и дуги (работа). Далее прогнозирование строится с помощью математических исчислений.
Метод простой скользящей средней
Это один из самых популярных методов сглаживания. Сглаживаются незначительные отклонения в расчётах, чтобы получить значения, которые влияют на главный фактор.
Первоначальный уровень анализа заменяет средняя арифметическая величина в период определённого промежутка времени. Далее по аналогии этот период сдвигается на ещё одно наблюдение, расчет повторяется, причем периоды определения средней не меняются.
Итак, в любом случае средняя остаётся центральной и выполняет функцию критерия для данной точки.
Методы прогнозирования цен
Их несколько:
- Экспертная оценка: анкеты, опрос; методы Дельфи, мозговой штурм; ранговая корреляция. Показателям присваиваются номера ранга анкетным данным, опроса. Эксперты делают соответствующие выводы.
- Параметрические методы: зависимость цены от покупательских свойств товара, продаж или степени качества продукции. Вычисление такой зависимости важно на начальном этапе прогнозирования.
- Коэффициентный метод - прогноз о прибыли и убытках, баланс оформляется коэффициентами. Анализ себестоимости и чистой прибыли определяет ценовую политику.
- Матричный метод: разрабатываются матрицы обычных изменений за определённое время реальных и ожидаемых цен.
Критерии и факторы выбора метода прогнозирования
Выбор зависит от конкретных факторов, от области работы, информированности, количественных оценок.
Для выполнения срочного прогнозирования нужны оперативные методы.
Для стратегических прогнозов необходимо применить методы в комплексе.
Основные критерии методик:
- целостный характер прогнозирования;
- вариативность;
- достоверность и точность прогноза;
- постоянство;
- экономический фактор.
Оценка достоверности прогнозов
Ошибки при прогнозировании:
- грубая экстраполяция данных;
- из-за отсутствия фактов примерное определение будущих событий и воздействий их на объект;
- большие сложности для стратегических действий.
Это необходимо исправить. Нужно применить регрессионный анализ или криволинейное сглаживание. Частично преодолевается с помощью метода Дельфи. С накоплением опыта применения методик увеличивается коэффициент точности итога.
Примеры эффективного применения методологии прогнозирования
В бизнес-среде, в менеджменте. Упор на составленный вывод по состоянию рыночных отношений, ценовых изменений, финансовых показателей.
Сфера применения прогнозирования:
- математические моделирования для прогноза аварийных ситуаций;
- эколого-экономический прогноз для страны;
- социально-экономические методы прогнозирования общественных развитий;
- в квантовой физике, новых биотехнологиях, в медицине, управлении;
- правовое прогнозирование.
Роль методологии и прогнозирования в современном мире
Технологический прогресс диктует свои правила, при этом во всех отраслях повышается неопределённость в завтрашнем дне. Часто возникают кризисные ситуации в экономике, социальной сфере, политике. Глобализация способствует появлению вселенских рисков.
Экологические проблемы, техногенные катастрофы, военно-политические проблемы указывают на необходимость прогнозирования, что позволит избежать катастроф или уменьшить их размеры.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!