«Слово о полку Игореве» - краткое содержание
«Слово о полку Игореве» – уникальный памятник древнерусской литературы, краткое содержание которого изложено в статье, – создан неизвестным автором предположительно в XIII веке.
Оглавление:
Судя по всему, сказание было предназначено прежде всего для исполнения перед слушателями: ведь грамотных людей во времена создания эпоса было очень мало, а слушать «Слово…» мог даже тот, кто не умел читать.
Средневековая рукопись, представляющая собой список, сделанный с оригинала около XVI века, была обнаружена спустя два столетия в одном из русских монастырей известным коллекционером древностей графом Алексеем Мусиным-Пушкиным.
Древняя копия хранилась в графской библиотеке и сгорела во время московского пожара 1812 г., однако уцелели копии, благодаря чему эта повесть (или поэма) стала известна широкому кругу людей и вошла в сокровищницу русской и мировой литературы. Произведение изучают не только специалисты, но и школьники.
Оригинальный язык «Слова…» доступен лишь людям, в совершенстве владеющим старославянским. Дословный перевод сказания на современный русский язык также достаточно труден для восприятия. Поэтому при изучении произведения в школьной программе обычно используются адаптированные тексты.
История создания «Слова о полку Игореве» в переводе Заболоцкого
Существует несколько вариантов перевода этого древнерусского героического эпоса - как прозаических, так и стихотворных.
Чаще всего для изучения произведения в 9 классе средней школы за основу берется стихотворное изложение в интерпретации Николая Алексеевича Заболоцкого (1903 - 1958) – известного русского советского поэта и переводчика.
[caption id="attachment_66482" align="aligncenter" width="407"] Николай Алексеевич Заболоцкий (1903 — 1958) — русский советский поэт, переводчик; член Союза писателей СССР.[/caption]
Работать над «Словом…» он начал в 1937 году, но закончить работу помешал арест: в марте 1938 года Заболоцкий был арестован и осужден по обвинению в антисоветской пропаганде. После освобождения в 1944 году поэт жил в ссылке в Караганде, где и завершил наконец свой труд.
Работа получилась столь впечатляющей, что ее публикация помогла автору вернуться из ссылки обратно в Москву и восстановить членство в Союзе писателей.
Главные герои повести
Большинство персонажей «Слова…» – реальные исторические личности, память о которых сохранилась в официальных документах того времени – летописях.
Главными героями произведения являются:
- Игорь – князь Новгород-Северский. События, описание которых послужило сюжетом для произведения, произошли во время его похода на половцев в 1185 году;
- Всеволод – князь Курский, родной брат Игоря, вместе с ним участвовавший в этом походе, так же, как и главный герой, попавший в плен;
- Святослав – князь Киевский. В сказании именуется отцом, но на самом деле является двоюродным братом главного героя. Отцом его называют в силу как возрастного, так и иерархического старшинства: князья, занимавшие престол в Киеве – главном городе древнерусского государства, считались верховными правителями;
- Ярославна – супруга главного героя, Ефросинья Ярославна, дочь галицкого князя Ярослава.
В сказании часто упоминается Боян – полумифическая личность, знаменитый древнерусский поэт, певец и сказитель, обладающий способностью предвидеть будущее: «Боян бо вещий…»
Неизвестный автор «Слова…», также очень одаренный и образованный человек, судя по всему, принадлежащий к высшему или среднему классу, преклоняется перед поэтическим даром Бояна и прекрасно ориентируется в исторических и политических реалиях того времени.
Своеобразным главным действующим лицом «Слова…» можно назвать русскую природу, активно участвующую в развитии сюжета. В повести она позиционируется как одушевленное существо, действующее на стороне русичей: отзывается на эмоциональное состояние героев, старается предостеречь Игоря от неверного шага, помогает бежать из плена.
Второстепенные персонажи
Ко второму ряду персонажей этого эпоса следует отнести половцев.
Сюда входят:
- Кончак – половецкий хан, хитрый и опытный лидер степняков, пленником которого стал князь Игорь. Он умело пользовался междоусобными распрями русских князей, совершая набеги на города древней Руси. Желая стравить князей между собой, поочередно приходил на помощь то одному, то другому в их борьбе друг против друга. В то же время Кончак понимал, что у него недостаточно сил для самостоятельной борьбы с князьями. Стремясь установить прочный мир между половцами и русичами, использовал приемы «мирной дипломатии»: устроил брак своей дочери с сыном князя Игоря – Владимиром, попавшим в плен вместе с отцом;
- Гзак – еще один хан половцев, возглавлявший клан бурчевичей. В летописях его именуют Козой Бурновичем. В битве с войском князя Игоря Гзак и Кончак выступили союзниками. Сын Гзака, Кзич, взял в плен брата Игоря – Всеволода;
- Овлур – половец, мать которого была русской (судя по всему, пленницей). Он сочувствует Игорю, организуя для него побег из плена, и сам бежит вместе с ним. Овлур – единственный из людей – персонажей эпоса, реальное существование которого не подтверждено летописными сведениями. Однако это вполне объясняется его малозначимостью с точки зрения составителей летописей.
Краткий пересказ «Слова о полку Игореве»
Кратко пересказать содержание этого древнерусского эпоса поможет конспект, который можно составить по следующему плану:
- Вступление.
- Неудачный поход и плен.
- Сон Святослава и его обращение к князьям.
- Плач Ярославны.
- Побег из плена.
- Погоня и разговор Кончака с Гзаком.
- Возвращение домой.
Предлагая произведение в сокращении, нужно уделять главное внимание центральной линии сюжета. Таким образом можно уместить всё содержание в очень краткое изложение.
Во вступлении к «Слову…» неизвестный автор вспоминает славного Бояна, пальцы которого били по струнам гуслей, как десять соколов, охотящихся за лебедями, и от их прикосновений струны рокотали, воспевая подвиги героев далекого прошлого. Но он – не Боян, и хотел бы рассказать о событиях, случившихся не так давно: походе князя Игоря на половцев.
Поход начался с недобрых предзнаменований – сама природа старалась предостеречь военачальника. Накануне выступления войска случилось солнечное затмение, но, охваченный жаждой воинской славы, полководец не обращает внимания на это грозное природное явление и не отменяет похода.
Он обращается с речью к своей дружине, призывая воинов переломить копья в битве с половцами и «испить шеломом (шлемом) из Дона», либо погибнуть, и ратники отправляются в дорогу.
Дурные знаки встречает войско на всем своем пути: слышится волчий вой, птицы с жалобными криками носятся над головами людей, лисицы облаивают их, степные орлы клекочут, словно предчувствуя, что скоро насытятся трупами павших…
Но воины идут вперед, не обращая внимания на эти предостережения. Наконец они перешли границу и вступили на территорию половцев. «О, русская земля! Ты уже за холмом», – восклицает автор.
Сначала ратникам сопутствует удача: они разбили половцев и захватили богатую добычу. Но князь решил дать своей дружине отдохнуть и остановиться на ночлег, вместо того, чтобы вернуться домой, и эта роковая ошибка предрешила трагический исход похода: на рассвете на лагерь напали ханы Кончак и Гзак с большим войском.
Битва продолжалась три дня, и русичи потерпели в ней поражение, а раненый Игорь, его сын Владимир и брат Всеволод попали в плен.
В это время князю Святославу в Киеве снится тяжелый сон: словно его, лежащего на кровати, покрывали черным полотном, осыпали жемчугом из половецких колчанов и поили отравленным синим вином. На крыше княжеского терема вместо конька (фигурки коня, считавшейся оберегом у славян), сидел черный ворон, который затем с громким карканьем полетел к синему морю. Бояре князя, к которым Святослав обратился за толкованием сна, объяснили сновидение тревогой за родственников, отправившихся в поход.
Вскоре Святослав узнаёт о том, что войско Игоря разбито, а сам он вместе с братом и сыном попал в плен. Горю старого князя нет предела: он упрекает Игоря и Всеволода в неразумии, говорит, что они своим необдуманным походом загубили не только собственные жизни и жизни воинов, но и навлекли беду на всю русскую землю.
Теперь осмелевшие половцы без страха приходят на Русь, грабят и убивают ее жителей, и никто им не препятствует. Святослав обращается к русским князьям, призывая объединиться и дать отпор врагу. Но призыв остается без ответа…
Русские люди, страдая от набегов половцев, обвиняют Игоря в том, что он навлек на них эту беду своим неразумным и плохо подготовленным походом. И лишь Ярославна, преданная и любящая супруга князя, ни в чем его не винит. Она тоскует и плачет на стенах крепости в Путивле, обращаясь то к солнцу, то к ветру, то к реке, упрекая силы природы в том, что они не уберегли ее любимого, и умоляя их помочь ему вернуться домой.
И хотя Игорь далеко, его сердце слышит зов Ярославны. Глубокой ночью пленный князь не может уснуть в шатре: все его мысли – о родной земле, о том, как туда вернуться. Ему на помощь приходит Овлур: он уже оседлал коней, и свистом вызывает князя из шатра. Князь вместе с Овлуром спешат к реке – путь по воде поможет им скрыться от погони, которую послали вслед за беглецами Гзак и Кончак.
Поняв, что вернуть беглецов уже не удастся, Кончак говорит Гзаку, что, хотя сокол и улетел, у них остался соколенок – юный Владимир, сын Игоря. Нужно подстрелить его золотой стрелой, то есть женить на половецкой девушке, и он останется с ними и станет их союзником. Гзак возражает, что молодой сокол всё равно будет стараться вернуться в родное гнездо, и не только сам улетит, но возьмет с собой и жену.
Наконец Игорь возвращается на родную землю, которая встречает его с радостью. «Слово о полку Игореве» заканчивается славословием князьям и их дружине. Таково очень краткое содержание этой древнерусской саги.
Анализ произведения
Главной идеей «Слова…», которая красной нитью проходит через всё произведение, является мысль о необходимости объединения русских земель и преодолении междоусобных войн. Не только князь Святослав, но и автор «Слова…» упрекает князей, что за раздорами они забыли о главном: о родной земле.
В то время, как они ссорятся и дерутся между собой, говоря про малое, что это – великое, и выясняя, кто из них главнее, враги топчут русскую землю. И так будет до тех пор, пока междоусобицы не прекратятся и они не поймут, что являются единым народом и должны защищать землю не друг от друга, а от внешнего врага.
Любовь к Родине, Руси, необходимость ставить на первое место ее благо, а не собственную гордыню – вот о чем говорит эпос.
Помимо идеи патриотизма, в произведении воспеваются героизм и смелость князя и его дружины, преданная и верная любовь русских женщин к своим мужьям-воинам, которую олицетворяет Ярославна.
Важное место отводится тому, какая ответственность лежит на князьях и военачальниках, как важен их опыт, разумная осторожность, умение предвидеть последствия своих поступков, совершая которые, нужно думать не только о собственной славе, но и о пользе для людей.
Заключение
«Слово о полку Игореве» является самым известным в России и в мире памятником древнерусской литературы. Своим существованием оно доказывает высокий культурный уровень Древней Руси, который наша страна имела задолго до того, как на ее территории распространилась европейская культура.
Из-за того, что средневековый список этого сказания не сохранился, некоторые критики, как зарубежные, так и отечественные, до сих пор сомневаются в его подлинности, приписывая авторство различным людям, начиная с самого графа Мусина-Пушкина, ставшего его первооткрывателем.
Однако стоит заметить, что если бы это было правдой, следовало бы признать, что в таком случае он имел не только литературный талант, граничащий с гениальностью, но и широчайшие познания в истории Древней Руси, уникальные для представителя более позднего времени.
Странно, что человек, обладающий столь уникальными способностями, удовлетворился ролью неведомого мистификатора, остановившись на одном-единственном творении и не имея возможности объявить о своем авторстве. Гораздо более правдоподобной выглядит версия, что автор лично участвовал в походе Игоря, либо слышал о нем от подлинного участника.
Делая анализ «Слова…», нужно помнить, что это не документ, а художественное произведение, поэтому не стоит видеть в нем летопись и требовать исторической точности в изложении фактов.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!