Парусный корабль - классификация парусников с названиями, фото и описанием
Парусный корабль появился в глубокой древности. Считается, что первенство принадлежит цивилизации Египта, возникшей более 6 тысяч лет назад.
Оглавление:
Установка паруса на лодке была обусловлена необходимостью преодолевать большие пространства с минимальными физическими затратами.
Минули века и тысячелетия. На смену примитивным судам пришли разные виды кораблей с одной или несколькими мачтами и системой отличных по форме парусов.
Современный лайнер не зависит от направления и скорости ветра, потому что работает от силы двигателей, однако парусник по-прежнему считается самым грациозным судном.
Строение парусного корабля
Парусный корабль представляет собой конструкцию, состоящую из корпуса (или нескольких корпусов), где размещают снаряжение, запасы, команду.
Горизонтальная площадка называется палубой. Передняя часть корпуса – нос, задняя – корма, боковые ограничения – левый и правый борт, нижняя подводная часть – киль.
Также основными элементами являются:
- рангоут (мачты с реями, гафелями, стеньгами, гиком, бушпритом);
- такелаж – стоячий, бегучий (различные веревочные, стальные канаты, цепи);
- паруса (косые, прямые).
Гафель – это наклонная под углом к мачте рея, к нему крепится косой парус в виде трапеции; а гик – горизонтальная нижняя рея. Стеньга крепится на мачту, являясь ее продолжением.
Бушпритом моряки называют деревянный брус, который является продолжением носа и располагается под небольшим углом к морской поверхности; на него крепят косые паруса.
Стоячий такелаж, как можно сделать вывод из его названия, неподвижен. Такие такелажные снасти прочно крепят мачты и стеньги, их делят на:
- ванты и фордуны, расположенные по бокам (похожи на веревочные лестницы);
- штаги, которые крепят мачты спереди;
- бакштаги, закрепляющие бушприт.
Бегущий такелаж в закрепленном состоянии неподвижен, но когда надо выполнить работу по управлению судном, он может перемещать снасти в пространстве.
Выделяют такие виды такелажа:
- галс (крепит угол паруса к палубе, бушприту, гику);
- шкот (управляет парусным снаряжением);
- фал (поднимает парус);
- брас (предназначен для того, чтобы повернуть рею в плоскости, параллельной палубе).
Классификация парусов основывается на нескольких критериях. По форме существуют прямоугольные, треугольные, трапециевидные.
По расположению – поперек корпуса или вдоль – прямые (грот, марсель, брамсель) и косые (стаксель, кливер – тот и другой добавочный), нижний парус и верхний (нижний фор-марсель, верхний фор-марсель).
Основные виды парусного вооружения изображены на фото.
Еще выделяют латинские паруса – треугольной формы, которые крепятся длинной стороной к рею, наклоненному относительно мачты под углом примерно 45-55 градусов.
Каждая снасть кроме общего, группового названия имеет еще дополнительное, которое указывает, к какому элементу рангоута или паруса она относится. Так, стеньга первой мачты – это фок-стеньга; шкот на парусе стаксель – это стаксель-шкот.
Виды парусных кораблей
Парусники очень разнообразны. Их выделяют по количеству мачт, особенностям парусов, назначению. Определить тип корабля поможет таблица.
Название судна | Назначение корабля | Количество мачт | Паруса на мачтах | Дополнительные характеристики судна |
Аак | Грузовой, транспортный | 1 | 2-3 прямых паруса | Речное голландское судно; известно с 16 века; имеет плоское дно. |
Барк | Транспортный | 3, 4, 5 | Прямые; на бизань-мачте - косые | Первоначально небольшой, затем крупный морской корабль (водоизмещение 5-10 тонн); строили до первой четверти 20 века. Выглядит очень эффектно. |
Баркентина | Грузовой | 3, 4, 5, реже 6 | Прямые только на передней фок-мачте; остальные – косые; нет гафеля на фок-мачте. | Появление – 50-е годы 19 века. |
Бомбарда или бомбардирский корабль | Военный (обстрел крепостей, других укреплений на побережье) | 2, 3 | Прямые и косые на всех мачтах. | 17 век – 19 век; комплектация – от 6-12 крупнокалиберных пушек; мортиры. Мелкосидящее, чтобы подходить как можно ближе к берегу. |
Бриг | Конвойный | 2 | Прямые на передней фон-мачте, прямые и косые – на второй (грот-мачте). | Имел 10-20 пушек; мог ходить на веслах. |
Бригантина | Использовался для пиратских набегов; 18 век – посыльные, разведывательные военные суда. | 2-3 | Первоначально - латинские косые паруса; с 19 века – прямые на фок-мачте, косые – на грот-мачте. | Легкое судно – малый бриг; могло ходить на веслах (паруса снимались). |
Буер | Грузовой для прибрежного плавания; в России – как императорское прогулочное судно. | 01.02.18 | Косые | Появились в 18-19 веке. Российские рыбаки с севера использовали буера, установленные на коньки (двигались по льду). Позже стали применять как парус на колесах для движения по плотному песку. |
Галеон | Боевой, торговый корабль, характерный для 16-18 века. | 2-4 | Прямые; на бизань-мачте – косые. | Крупное морское судно с четырех-семипалубной надстройкой на корме. До 80 пушек на двух палубах. Для своего времени обладало наиболее совершенной конструкцией. |
Джонка | Военное, потом грузовое судно. | 2-4 | Сделаны из циновок в виде четырехугольников, реи – из бамбука. | Распространены на юго-востоке Азии. Использовались на реках и для прибрежно-морского плавания. Масса груза – до 600 тонн. |
Иол (или йол) | Военный, рыболовный | 2 | Косые | Появились в Швеции в самом конце 18 века, затем в России. Были снабжены пушкой и фальконетами.
Рулевая ось находится перед задней мачтой. |
Каравелла | Рыболовный, торговый корабль 13-17 веков. | 3-4 | Прямые (первые две мачты), косые. | Входили в Испанский и Португальский флот, на них плавал Колумб. Особенности: высокая грузоподъемность, мореходность, надстроенные корма и нос; могли идти против ветра. |
Каракка | Военный, торговый (16-17 век). | 3 | Прямые (фок-, грот-мачты), косые (бизань-мачта). | Крупное судно с тремя палубами, водоизмещением 1-2 тыс. тонн. Оснащалось пушками (30-40), могло взять на борт более тысячи человек. Каракка входила в экспедицию Магеллана. Изобретена в Генуе. |
Карбас | Промысловое, грузовое, транспортное. | 1-2 | По 2 прямых паруса на мачте. | Место использования - русский север (поморы Белого моря и другие). |
Кеч (кэч) | Рыболовные, спортивные. | 2 – (только грот- и бизань-мачта) | Косые | Отличается тем, что кормовая мачта расположена перед рулевой осью. |
Клипер | Военный (дозор, разведка). | 3-4 | Прямые | Быстроходное судно 19 века. Высокую скорость развивал за счет узкого корпуса, высоких мачт и наличия на корпусе острых обводов. Водоизмещение – до 1.5 тонн. |
Люггер | Военное (разведывательное, посыльное). | 2-3 | Прямые | Создан во Франции в конце 18 – середине 19 в. Ценились за быстроходность. Оснащение – до 16 пушек. |
Тендер | Военно-вспомогательное | 1 мачта | Косые | Использовался в 19-м – начале 20 в. Был выдвигаемый бушприт, до 12 пушек. |
Флейт | Военные (транспортировка) | 3 | Прямые, на бизань мачте — косые. | Максимальная популярность – 16-18 вв. Высокие мачты, укороченные реи, до 20 пушек. |
Фрегат | Боевой | 3 | Прямые, на бизань мачте — косые. | Были популярны в 17-18 вв. Размер средний. Классические суда созданы во Франции. Востребован был линейный фрегат. |
Шлюп | Военный, экспедиционный | 3 | Прямые | Использовали в 18-19 веке. Установлена открытая батарея с 25 пушками. |
Шхуна | Торгово-грузовые | 2-3 | Косые | Родина - Англия и Голландия (17 век), но более широко использовали США. |
Яхта | Спортивное, туристское, может быть личным | От 1 до нескольких мачт | Прямые, косые | Быстрое, легкое судно. |
Таблица с видами парусников показала, как менялся облик кораблей, отношение к длине и количеству мачт, парусному сооружению.
Парусники России
Россия продолжительное время не имела выхода к южным морям и Балтике. По рекам ходили первые древнерусские суда. Это были парусно-гребные одномачтовые ладьи.
На севере поморы выходили в холодные моря на кочах с одним парусом.
Вплоть до 18 в. в нашей стране не было военного флота, и лишь по приказу Петра I, который плавал сначала на ботике, а потом на яхте, заложили судостроительную верфь.
Оттуда вышел в море первый парусный линейный корабль (линкор). Позже многие парусники строились на зарубежных верфях.
Существуют корабли, которые вошли в историю нашей страны.
[caption id="attachment_64973" align="aligncenter" width="600"] Шлюпы "Восток" и "Мирный" у берегов Антарктиды[/caption]
На шлюпе «Восток» русские исследователи открыли Антарктиду.
Легендарный фрегат «Паллада», признанный образцом совершенства, широко известен благодаря плававшему на нем писателю И. А. Гончарову.
Корвет «Витязь» доставил Н. Н. Миклухо-Маклая – первого европейца – на берег Новой Гвинеи, населенной первобытными папуасами.
Современные парусные суда
Современные парусные суда широко известны:
- Это прежде всего четырехмачтовые барки «Крузенштерн» и «Седов» - учебные суда, на которых проходят практику будущие моряки.
[caption id="attachment_64976" align="aligncenter" width="600"] Парусник "Крузенштерн"[/caption]
- Учебный трехмачтовый корабль «Мир» с прямыми и добавочными парусами участвует в парусных регатах, завоевывая награды своей стране.
- Фрегат «Надежда», названный в честь одноименного корабля Крузенштерна, - еще одна действующая учебная база.
- Восстановлена модель в натуральную величину петровского фрегата «Штандарт».
- Также существуют парусные яхты - как гоночные, так и прогулочные.
Заключение
Век железных кораблей на атомных реакторов не смог убрать с морских трасс величественные парусные суда. Последние не только помогают курсантам на практике овладеть морским делом.
Своим обликом они будят в детях, подростках интерес к путешествиям, помогают прикоснуться к истории географических открытий, а также боевой славе нашей страны.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!