Спрос и предложение в экономике - определение понятий и объяснение законов
Спрос и предложение – важнейшие понятия в рыночной экономике.
Оглавление:
- Закон спроса
- Виды спроса
- Факторы, влияющие на спрос
- Функция спроса
- Изменение спроса и величины спроса
- Неценовые детерминанты спроса
- В каких случаях закон спроса не действует
- Закон предложения - понятие в экономике
- Объем и структура предложения
- Кривая предложения
- Неценовые факторы предложения
- Заключение
Д. М. Кейнс, автор знаменитого высказывания «спрос рождает предложение», был прав.
В зависимости от того, насколько клиент нуждается в предоставляемом товаре либо услуге, возникает предложение от продавца.
На формирование этих двух понятий влияют следующие вещи:
- насколько представляемая вещь нужен покупателю;
- есть конкуренты или нет;
- спрос выражается в том, насколько клиент платежеспособен, т. е. готов платить за услугу или товар.
Закон спроса
Данный закон предполагает, что на формирование спроса оказывает непосредственное влияние покупательская способность клиента.
Другими словами, возможность человека оплатить нужный ему продукт, в связи с востребованностью последнего, составляет цену предлагаемого блага. И наоборот, невозможность массы людей приобрести нужную им вещь, выступает в качестве снижения спроса на товар.
Закон не работает в том случае, когда предоставляемая продавцом услуга является незаменимой, а также не имеет аналогов. В данном случае торговец может устанавливать собственную цену, так как конкуренции среди других изготовителей нет.
В случае, когда возникает обратная зависимость между ценой и спросом, имеется ряд правил.
Виды спроса
К данной категории относятся следующие понятия:
- Индивидуальный — отдельный представитель готов приобрести блага.
- Совокупный — товар рассматривается на рыночном уровне в экономике.
- Действительный —реально действующий вид спроса на территории рынка.
- Реализованный — в зависимости от количества купленных вещей клиентом.
- Неудовлетворительный — товар, который представлен, был не реализован в связи с тем, что его характеристики или функционал были не нужны человеку.
- Рыночный — формируется благодаря людям, выбирающим какой-либо товар. В зависимости от степени спроса клиентской массы выводится средняя цена продукта. Например, блузка из атласа рассматривается в низком, среднем и высоком ценовом сегменте. Все вместе – это рынок вещи. Каждый из сегментов имеет спрос у потребителей. Общая совокупность определяет то, насколько востребован на рынке продукт. Чем сильнее востребованность, тем выше ценность.
- Индивидуальный — в отличие от рыночного, предполагает востребованность товарной категории определенным клиентом, а не их массой в целом. Блага с фиксированной ценой, которые могут быть приобретены потребителем, и есть индивидуальный спрос. Его функция характеризуется реакцией на рост или понижение цены на нужную вещь.
- Спрос производства — ориентирован на производственные факторы и определяется спросом товарных категорий, в производстве которых используются ресурсы производства.
- Потребительский. Спрос данного вида – величина востребованности потребителем предлагаемого товара в некоторый временной промежуток.
Факторы, влияющие на спрос
Так как спрос – это непостоянная величина, то существуют ценовые факторы, которые оказывают непосредственное влияние на нее.
Среди них следующие:
- Определение уровня доходов клиента. Чем большая доходность у потребителя, тем больше вероятность того, что он будет покупать лучшие товары. В случае, когда платежеспособность меньше, то и блага будут ниже качеством либо исключены из корзины покупателя.
- Влияние рекламных акций. В связи с тем, что известные бренды имеют узнаваемый вид, их охотнее приобретают потребители.
- Модные веяния. Чем перемена в продукте развивается в лучшую сторону, тем с большей вероятностью покупка повторится.
- Соотнесение цен на товары, которые могут заменить друг друга. Разные производители схожих по характеристикам товаров находятся в прямой конкуренции по отношению друг к другу, в связи с чем рост цен на вещь первого продавца повлечет рост стоимости у другого на подобное благо.
- Взаимодополняющие товары регулируются ценовой политикой. Выросшая стоимость главного блага позволяет снизить цену дополнительного.
- Временной фактор. Зависит от продолжительности употребления товара. Например, мясо расходуется быстро, поэтому цена на него высока, а вот соль – медленно, поэтому стоимость низкая.
- Дефицитарность - чем вещь менее доступна массовому потребителю, тем она ценнее.
- Сезонность - в зависимости от того, какое время года наступает либо какое грядет событие, повышается спрос на блага, обладающие нужными характеристиками. К примеру, тюльпаны перед 8 марта очень ценны, а в Новый Год требуются подарки для детей.
Функция спроса
К понятию «функция спроса» относится вмещаемое количество спроса потребителей вследствие влияния на него разных факторов.
Формула линейной функции имеет вид:
Q d = f (P),
где P – цена товара, который готов приобрести клиент;
Q d - величина спроса.
Определение обратной функции гласит:
P d = f (q),
Где q – максимум цены от спроса, которую может уплатить потребитель.
Изменение спроса и величины спроса
Каждая характеристика может быть выявлена, если посмотреть график кривой спроса.
Анализ информации, представленной на нем, позволяет выявить следующие особенности:
- В зависимости от цены продукта, падает покупательская способность клиента. Не действует в том случае, когда приобретаемые вещи раритетные или ценные.
- Качественная продукция имеет наибольшую ценность, в связи с этим покупатель может позволить небольшое количество от объема общих покупок.
Неценовые детерминанты спроса
Помимо ценовых, есть неценовые детерминанты, т. е. не зависящие от денежной составляющей.
К ним будут отнесены следующие:
- Доходность людей - рост доходов увеличивает количество расходов.
- Изменения численности. Прирост определяется ростом потребления продуктов, обратное действие – снижением.
- Конкурентная способность. Высокая стоимость одного продукта влечет поднятие цены на другой.
В каких случаях закон спроса не действует
Понятие спроса утверждает зависимость между двумя переменными: покупательской способностью человека и предлагаемым товаром.
Не действует в следующих вариациях:
- Парадокс Гиффена. Если стоимость основной группы товарной категории будет увеличена, то остальные продукты не будут покупаться. Приведя примеры, можно выявить, что при увеличении цен на питание, из бюджета будут вычеркнуты расходы на косметику или одежду.
- Цена = качество. Хороший товар не может быть дешевым. При соблюдении правила, вещь, которая будет получена клиентом, соответствует предъявляемым требованиям.
- Эффект Веблена. Благо, которое выражает статусность, будет куплено человеком при условии того, что он уверен в его качественности.
- Динамика роста цен. Повышение стоимости продуктового ресурса вызывает стремление клиента купить впрок, понижение – не брать товар по текущей цене.
Закон предложения - понятие в экономике
Объем предложения блага будет увеличен в случае роста его цены, но уменьшен при понижении стоимости.
Объем и структура предложения
Объем выражает количественное соотношение между товаром, который желает продать человек, и единицей времени, в которой продажа должна совершиться.
Структурой называют экономическую ситуацию, в связи с которой сбыт продукции возможен благодаря их приобретению населением.
Кривая предложения
Характеризует, сколько товаров производитель будет продавать в определенном ценовом сегменте, при разных временных промежутках:
- предложение становится большим по объему при увеличении цены на отдельную единицу товара;
- изменение предложения оказывает влияние на неценовые детерминанты.
Неценовые факторы предложения
Есть следующие факторы формирования:
- выведение новых фирменных предприятий на рынок;
- снижение цен на товары предприятия;
- политические проблемы;
- стихийные бедствия;
- издержки производства, связанные с новыми правилами.
Заключение
В статье кратко и понятно была изложена теория спроса и предложения у потребителей различных благ, проведен анализ кривой спроса, выявлены факторы, влияющие на спрос, показаны кривые спроса и предложения и то, как они будут меняться при разных условиях.
Рыночное равновесие, при котором состояние рынка стабильное, спрос соответствует предложению, а главное — никто не заинтересован в изменении этого состояния.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!