Как написать научную статью - структура и требования к оформлению
Сложно поверить, но даже самый маститый ученый хотя бы раз в жизни задавался вопросом о том, как написать научную статью.
Оглавление:
Конечно же, чаще всего такая проблема возникает перед студентами, которые еще не знакомы с основными правилами и принципами написания научных работ.
Чаще всего, большинство рекомендаций по написанию представляют собой абсолютно недоступные для восприятия требования, в которых просто запутаться.
Виды научных статей
Существует несколько распространенных классификаций научных трудов по их содержанию.
Наиболее распространенные учитывают объем и количество информации, содержащейся в статье:
- Тезисы. Данный вид публикации представляет собой короткие сообщения (обычно не более 1 страницы, размер от 4 до 12 тыс. печатных знаков), в котором авторы формулируют основные результаты и выводы своей еще неопубликованной работы, либо ссылаются на уже опубликованный труд, приводя из него основные положения.
- Текст доклада. Этот вид публикации представляет собой научный труд, направленный на широкую дискуссию по указанной проблематике. Обычно, это используется во время проведения всевозможных конференций, где подразумевается проведение обсуждения с автором. Чаще всего такой материал еще не является законченной статьей, но представляется как логический блок, который будет включен в объемное исследование.
- Научная статья. Подразумевает завершенное научное исследование, в котором авторы предоставляют результаты своего экспериментального или теоретического изучения определенной проблемы. Чаще всего строится по принципу аналитического сравнения полученных результатов, на известные науке, факты. По объему статья занимает от 0,4 до 0,8 печатного листа.
Отдельно можно выделить классификацию научных статей:
- Экспериментальная статья (оригинальное исследование). Характеризуется тем, что автором был проведен какой-либо эксперимент, который представлен в сравнении с известными данными.
- Литературный обзор (например, по русскому языку или по литературе). Достаточно популярный тип, который строится на обобщении известной информации по данной проблематике. Отличается большим объемом и полным отсутствием оригинального исследования авторов.
Как писать научную статью студенту
Начать написание следует с определения тематики статьи.
В данном случае ключевую роль играет научный руководитель, который ставит перед студентом или аспирантом круг научных проблем, среди которых будущий автор выбирает наиболее интересную ему, чтобы научиться писать.
После того, как тема определена, необходимо произвести планирование своей научной работы, произведя обширный литературный поиск (чем доскональное он будет выполнен, тем более хорошую статью удастся получить).
На основании литературных данных следует определить план экспериментального и теоретического исследования. Именно эти данные в совокупности с описанной методикой написания статьи и станут основой.
После проведения всех необходимых экспериментов и сопутствующих работ, производится анализ полученных данных и пишется статья. Все полученные данные должны быть подвергнуты критическому сравнению с результатами, представленными в литературе и должны быть сделаны соответствующие выводы.
Необходимо строго соблюдать общепринятые правила написания статьи, которые сводятся к следующим:
- соблюдайте ясность и последовательность изложения – главная задача доступно показать общественности результаты своего исследования;
- пользуйтесь только научным стилем подачи материала;
- строго соблюдайте все правила оформления, которые указаны в журнале. Обратите внимание, что у каждого издания эти требования разнятся;
- не пытайтесь присвоить себе чужие результаты или злоупотреблять заимствованиями – данные факты строго контролируются (часто такое происходит с работами по психологии или по экономике).
Структура научной статьи
Все научные работы имеют особый порядок - последовательный стиль изложения, который разбивает материал на блоки. Это требование является обязательным для соблюдения вне зависимости от издания, в котором публикуется материал.
Статья начинается с названия (титульный лист), в котором отражается основная суть проделанной работы. Необходимо емко выверить название и не перегружать его смысловыми элементами.
При первом взгляде на название читающему должна быть понятна суть работы. Желательно укладываться в 80-100 символов. Указываются фамилии авторов и университет, где выполнена работа.
Затем пишется аннотация работы, в которую включаются актуальность темы, конкретизация проблемы, над которой работал автор, его материалы и методы, основные полученные результаты и выводы. В аннотации должны быть сосредоточены основные мысли, представленные в статье в максимально сжатой форме, при этом нужно избегать лишних деталей. Не забудьте добавить сюда ключевые слова.
После указанных технических блоков начинается основная часть, начало которой занимает введение. Этот раздел призван показать, почему автором была выбрана данная проблематика, а также, что нового он привносит в исследование данной проблемы.
Обязательные критерии - указание цели работы. Ее также необходимо сформулировать кратко и емко, чтобы было понятно, чего автор хотел достичь в результате проделанной работы.
Опциональным блоком для экспериментального и прикладного исследования является введение раздела «Материалы и методы», где автор дает краткую характеристику средствам и инструментам, которые он использовал. Например, названия программ, описание методики эксперимента, технические подробности использованного оборудования и др.
Классическим изложением основной части материала принято считать представление полученных данных, а затем их анализ в сравнении с известными литературными данными. Часто этот раздел именуют «Результаты и их обсуждение».
В заключительной части кратко формулируются основные выводы, к которым пришел автор, и его рекомендации по дальнейшему исследованию проблематики.
Завершает работу список литературы, на которую ссылается автор. Оформление данного блока выполняется по ГОСТу Р 7.0.5-2008.
Выбор темы
При выборе темы для студенческой научной работы (например, про образование) необходимо отталкиваться от области интересов студента и опыта преподавателя.
Основная задача – вовлечь в занятия наукой и подготовить автора к серьезным исследованиям.
При работе со студентами старших курсов целесообразно использовать тематику выполняемой выпускной работы или диплома.
При выборе тематики, аспирант или магистр должен основываться исключительно на теме квалификационной работы и должен максимально полно раскрывать этапы выполнения научного исследования.
Согласование с преподавателем
Согласование материала с преподавателем лучше всего проводить, используя алгоритм, в несколько этапов во избежание дополнительных доработок.
В первую очередь, согласуется план проведения экспериментальных исследований, а также принципиальный план работы. Это позволит избежать существенных доработок на финальном этапе.
Во вторую очередь, согласуются полученные теоретические и практические данные, появившиеся во время работы. Это позволит правильно расставить акценты и привести в статье только важную информацию (клише), не загромождая ее лишней информацией.
В-третьих, согласуются в несколько этапов рукописи статьи перед отправкой в журнал, для вычитки и согласования деталей.
Выбор научного журнала для публикации
Для публикации можно выбрать один из нескольких изданий, которые различаются по уровню материалов, которые принимаются к публикации:
- Журналы и сборники, включенные в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) – издания с самими мягкими требованиями к материалам, популярная система для публикации. Хорошо подходят для публикации работ школьников и студентов.
- Журналы, включенные в ВАК – более серьезные издания, которые отличаются серьезной проверкой материала, а также обязательным рецензированием. Ваковские статьи подойдут для старших студентов и аспирантов для публикации серьезных результатов исследований.
- Журналы, включенные в международные базы SCOPUS, Web Of Science. Наиболее серьезные журналы, которые помогут опубликовать только исключительные результаты исследований. Подходят для публикации выдающихся многолетних исследований.
Выбор журнала необходимо производить по его тематике.
[advice]Примите во внимание: следует избегать отправки рукописи в мультидисциплинарные журналы, отдавая предпочтения изданиям с узкой тематикой.[/advice]
Требования к оформлению научной статьи
Основные требования к оформлению научных работ регламентированы ГОСТом Р 7.05-2008, а различные вариации устанавливаются каждым изданием индивидуально:
- объем работы составляет 5-10 страниц печатаного текста;
- интервал междустрочный – 1,5;
- шрифт – Times New Roman, отступ полей - по 2 см с каждой стороны;
- название размещается посередине страницы и выделяется полужирным шрифтом;
- обязательно применение сквозной нумерации картинок, схем и таблиц;
- оформление списка литературы в соответствии с ГОСТ Р 7.0.11-2011 «Библиографические ссылки».
[warning]Это важно: обязательно внимательно прочтите индивидуальные требования журнала – они могут отличаться от общепринятых.[/warning]
Примеры научных статей для школьников и студентов
По русскому языку
Особенности развития речевой деятельности студентов в рамках изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи
По литературе
Деструкция понятия “прекрасное” в современной корейской литературе
По психологии
Личностная автономия женщин в социокультурном контексте
По экономике
Особенности эффективного управления оборотными средствами предприятия
Заключение
На первый взгляд кажется, что к научным статьям предъявляется излишне большое количество требований, однако только их соблюдение помогает поддерживать понимание сути работ других авторов. Следуя описанным требованиям, можно легко подготовить свою рукопись к публикации.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!