Виды знаний в обществознании
Виды знаний являются одним из центральных понятий в курсе обществознания. При рассмотрении вопроса важно разбираться в многообразии классификаций и в уровнях.
Оглавление:
Знание представляет собой сочетание чувственного познания с рациональным. В ЕГЭ вопросы бывают связаны не только с определением, но и классификацией.
Давайте обо всём по порядку разберёмся в этой теме.
Что такое знание
К основным значениям понятия «знание» относятся:
- Отражение в человеческом мышлении результата познавательной деятельности.
- Правильный, проверенным временем опыт, являющийся таковым и в персонализированном, и в доказуемом отношении.
- Предмет организационной деятельности людей, существующих на разных житейских уровнях.
Первую концепцию классификации знания сформулировал О. Конт. Он указал поэтапно сменяющиеся последовательности: религиозное, философское и позитивное (наука). Уровни познания оказали сильное влияние на видения о знании.
Классификация знаний
Рассмотрим основные классификации:
- по источнику сведений – при общении с людьми, на бумажных носителях, на электронных ресурсах, в сети интернет и на объектах культуры;
- по методу получения информации – текстовой формат, изображение в виде картинки, устная речь;
- по степень организованности – строгие, структурированные и неформальные;
- по области деятельности – биологическое, правовое и так далее.
Методы получения сведений также подразделяют знания на связанные со сверхъестественным, бытовые, житейские. Последние строятся на конкретных действиях, связанных с освоением и преобразованием мира.
Виды человеческих знаний
Основные виды знаний в современной классификации:
- Обыденное или житейское – связано с ежедневным опытом человека, то есть по сути это констатация фактов повседневной жизни. Именно оно во многом определяет поведенческие привычки людей, принципы их взаимодействия с другими и природой.
- Мифологическое – связывает эмоции и рациональное исследование. Характерно для раннего этапа формирования общества, где человек формулировал реальность, наблюдая за явлениями.
- Религиозное – основано на вере в высшие силы. Важно, что результаты познавательной деятельности фиксируются в форме очевидных образов. Религия дает людям ценностные ориентиры.
- Художественное – не стремится отобразить действительность четко и обоснованно. Художественный образ допускает вымысел.
- Философское – основано на видении мира, которое объясняется рациональными связями.
- Рациональное – строится на понятиях логики и мышлении.
- Иррациональное – не подчиняется логическим законам, как правило, основано на эмоциях, аномальных явлениях и переживаниях.
- Личностное или неявное – связано с индивидуальным восприятием мира конкретным человеком, оно носит поверхностное представление реальности.
- Квазинаучное – объединяет некоторые виды знаний и представлено в виде мистических образов, магии. К квазинаучному виду относят такие науки как алхимия, астрология, эзотерика и так далее. Они могут быть полезными, но сложно доказуемыми.
Формы знаний
Что касается форм знаний, то их подразделяют на научное и многообразие ненаучных. Особенностью научного является то, что оно объективно и систематизировано.
К основным признакам относятся:
- рациональность – получено в результате интеллекта и мыслительной деятельности индивида;
- сформулировано кратко в виде принципов, законов, норм;
- систематизировано – повторяющееся;
- получается в результате эмпирических исследований;
- стремится к точности и конкретике;
- доказуемо и обладает научным языком;
- не предполагает авторскую трактовку.
Ненаучное знание подразделяют на следующие виды:
- Донаучное – информация, постигнутая до зарождения современных научных представлений.
- Паранаучное – противоположность или изменение текущих видов знаний. Примеры: астрология, уфология или экстрасенсорика.
- Вненаучное – искажение представлений о действительности, связано с отсутствием терпимости.
- Антинаучное – свойственно ложное, утопичное, в частности вера в устойчивое убеждение.
- Псевдонаучное – игнорирует экспериментальный опыт, противоречит принятым принципам в сторону веры, а не логики.
- Лженаучное – нет ни доказательств, ни опровержений, используются пассивные представления и предположения.
[advice]Стоит отметить: истинное знание – соответствие фактов и высказываний о них. Искажающие действительность видение мира не может быть абсолютной истиной.[/advice]
Не только теоретические, но и практические знания требуются человеку для ориентации в мире, а также объяснения логики определенных событий. Они позволяют планировать и предвидеть явления. На выходе обработка и использование знаний порождает новые виды и формы.
К ключевым процессам относятся: изучение, накапливание, хранение и обработка знаний, а в дополнение - их передача другим индивидам. Необходимые энциклопедические сведения в современном мире доступно получить посредством интернета.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!