Академик Михаил Ломоносов: краткая биография и деятельность
История Российского государства помнит великое множество достойных деятелей науки и искусства. Знаменитый учёный Михаил Васильевич Ломоносов, краткая биография которого является примером целеустремлённости и трудолюбия, выделяется особо. Это был чрезвычайно одарённый человек с многосторонними талантами. Некоторые его научные труды не потеряли своей актуальности до наших времён.
Оглавление:
Детство на Двине и юность
Выдающийся русский ученый оставил потомкам автобиографию, но многие исследователи также писали о его жизни и творчестве.
8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии появился на свет будущий академик. Он родился в семействе рыбака Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Жили они не слишком богато. Отец рыбачил, а мать занималась домом и ребёнком.
Когда мальчику исполнилось девять лет, скончалась его мать. Отец повторно вступил в брак год спустя. Федора Михайловна Ускова, новая жена Василия Дорофеевича, прожила недолго, скончавшись, в 1724 году. Третьей его супругой стала Ирина Семёновна Корельская. Взаимоотношения мачехи и пасынка не сложились, Михаил звал её «злой и завистливой мачехой».
Домашнее обучение
В детстве Миша частенько отправлялся с отцом на промысел. Эти поездки повлияли на становление его личности. Суровые условия Севера укрепили его физическое и нравственное состояние. Увиденные в путешествиях красоты окружающего мира развивали мышление и воображение мальчика. К четырнадцати годам он освоил грамоту и безошибочно писал. В те времена большинство населения Российской империи было неграмотным, а красиво писать, как это делал Михаил, умели единицы.
В родном селе он овладевал знаниями под началом дьяка Дмитровской церкви Сабельникова и односельчанина И. Шубного. Чтение книг, подаренных соседскими сыновьями, занимало досуг молодого человека. Научная вселенная покорилась ему с помощью «Арифметики» Л. Магницкого и «Грамматики» М. Смотрицкого.
Такая увлечённость приводила к ссорам с отцом и мачехой. Учителя, впечатлённые достижениями Михаила, советовали продолжать просвещение в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. 15 декабря 1730 г. Михайло тайно бежит с вереницей саней поставщиков рыбопродуктов в Москву, догнав их после трехсуточной погони по глухим дебрям в одиночку. Так Ломоносов пришёл в Москву.
Российские университеты
Московская славяно-греко-латинская академия покорилась ему через месяц после приезда. Поступлению помогла небольшая уловка. Будущий студент представился дворянином. В этом образовательном учреждении великолепно преподавали латынь, и Ломоносов идеально освоил её. Программу Академии он преодолел в течение пяти лет вместо двенадцати. Этому поспособствовали его последовательность в достижении намеченного и прирождённому прилежанию.
Ощущая недостаток преподавания в сфере физико-математических предметов и философских направлений, в 1734 году лучший студент обратился к руководителям Спасских школ (второе название Академии), где учился Ломоносов, за разрешением и финансовой поддержкой для продолжения образования в Киеве. Приглашение он получил от главы Киево-Могилянской академии архимандрита Стефана.
Обучение в этом учебном заведении разочаровало Ломоносова. Преимущественно преподавались здесь религиозные и богословские дисциплины. Но свободный доступ к огромной библиотеке скрасило пребывание в Киеве. Разочаровавшись, он возвращается туда, откуда приехал.
Учёба в Санкт-Петербурге
Скорее всего, М. В. Ломоносов стал бы священником. Но удача не отвернулась от него. В 1735 году случилось обращение к Сенату барона Корфа, президента Российской академии наук. Он выразил обеспокоенность уменьшением количества студентов и попросил организовать сбор особо талантливых учащихся образовательных учреждений государства.
Архимандриту Стефану также пришло такое послание. Он отправил сообщение об успехах Ломоносова в Москву, выбрал двенадцать учащихся, в число которых попал и Михаил. К началу 1736 года Ломоносов учился в Академическом университете Санкт-Петербурга. Его обучали самые известные преподаватели той поры:
- профессор математики Крафт был преподавателем математически-физических дисциплин;
- Х. Герман помогал в освоении немецкого языка.
Тогда же Ломоносов попробовал себя в стихосложении, написании небольших рассказов. Немалый интерес он обнаружил к химическим дисциплинам и минераловедению.
Немецкая поездка Ломоносова
В 1736 г. Михайло в компании с прочими талантливыми учащимися едет для совершенствования познаний в Германию, где планировалось углубить осведомлённость в точных и прикладных сферах. Ломоносов с теплотой и добротой вспоминал времена, проведённые в Марбурге. О своем преподавателе Х. Вульфе он отзывался с большим уважением.
В этом городке состоялось знакомство Михаила с Елизаветой Цильх, ставшей его супругой в 1740 г. Она была дочерью хозяйки квартиры, где жил М. В. Ломоносов . В эти времена проявилось увлечение Ломоносова иноземными языками и литературными течениями. Началось комплектование личного книгохранилища, куда собирались избранные сочинения древних литераторов и современных писателей.
В Германии ученый ведёт активную творческую работу:
- читает лекции студентам;
- пишет научные доклады;
- проводит опыты;
- постигает новые предметы.
Первые пробы пера
Годы получения образования за пределами Родины ознаменовались дебютом в написании учёных произведений:
- «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» — первое исследование молодого учёного;
- Второе произведение с названием «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», посвящалось структуре веществ и стало прообразом будущей молекулярной теории.
Молекулы Ломоносов назвал корпускулами. Это событие случилось в 1739 году.
Параллельно, увлекаясь литературными трудами, он начинает слагать вирши. В этом же году российские войска взяли верх над турецкой армией и Ломоносов посвящает этому событию «Оду на взятие Хотина» — первое значимое поэтическое творение. Михаил Васильевич отправляет записку на Родину, в каковой размышляет о канонах отечественной поэтической культуры. С его подачи установилась ныне существующая структура размерности стихотворений, ямб и силлабо-тонический размеры поэтических произведений.
В 1739 г. завершилось проживание в Марбурге. Это было довольно независимое существование, впереди ждала учёба под наблюдением строгого и требовательного преподавателя Генкеля в местечке Фрайбург. Он преподавал рудничное ремесло и металловедение. Ломоносов конфликтовал с педантичным наставником по поводу однообразности и нудности преподавания и по весне 1740 г. приезжает домой.
Возвращение домой
Возвратившись в Российскую Империю, Ломоносов получает должность адъюнкта на физико-математическом факультете Петербуржской научной Академии, а в 1745 г. становится профессором химических наук. В 1748 г. Михаил Васильевич основал химический класс и лабораторию при Академии и трудится здесь.
В 1748 г. здесь формируется исторический Департамент. На его совещаниях разгорелся спор Ломоносова и Г. Ф. Миллера . Он упрекает Миллера в преднамеренной недооценке российских сотрудников в учёных экспериментах. Михаил Васильевич пытается реформировать научный процесс с умыслом «приведения Академии Наук в доброе состояние», настойчиво формируя точку зрения о «недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству», к его образованию.
К 1752 г. материальное положение позволило семейству Ломоносовых иметь своё жилище и оборудовать лабораторию для проведения химических экспериментов. Средств хватило даже на комплектование скромного планетария. Наблюдая за космосом, Михаил Васильевич совершил грандиозную находку. В напечатанной в 1761 г. работе «Явление Венеры на Солнце» он предположил, что планета Венера обладает своей атмосферой.
В 1753 г. в деревушке Усть-Рудица, которую ему подарила императрица, М. В. Ломоносов основал предприятие, на котором производили разноцветные живописные стекла. Начинали работу с выработки бисерных шариков и бус. Немного позже в ассортименте продукции возникли столовые наборы, канцелярские и туалетные принадлежности, стеклянная бижутерия. Доходы от производства давали возможность проводить эксперименты со стеклом, изучить способы окраски, создать красители всевозможных оттенков.
Работа в Москве
Московский Университет был открыт в 1755 году по ходатайству Ломоносова. В это учебное заведение принимали всех одарённых людей со всех уголков государства. Многочисленные проекты для прогресса Российской Империи начинались с инициативы учёного.
В 1755 году в произведении «Русская грамматика» Михаил Васильевич высказал некоторые любопытные положения по фонетическим и грамматическим правилам. В основах родной речи по сей день эти идеи являются базовыми и определяющими.
Изготовление неорганических красителей, глазури, стеклянных и фарфоровых изделий начиналось с разработки рецептуры и техпроцесса. Ломоносов открыл способ производства фарфоровой смеси. Разноцветные стёклышки он применял для изготовления мозаики. Некоторые его мозаичные панно («Полтавская баталия») и портреты по достоинству оценили в Российской Академии художеств.
В 1763 г. его творчество признали лучшие деятели искусств страны тех времён. «Курс физической химии», «Первые основания металлургии, или рудных дел» — учебные пособия, впервые появившиеся в России для познания химических дисциплин и металлургии, вышли из-под пера Михаила Васильевича.
Международное признание
1758−1764 годы наполнены общественной и научной активностью. Географический департамент, Историческое собрание, университет и академическая гимназия при Академии наук, — везде учёный вносил непосредственный вклад в формирование национальной научной школы.
Огромное внимание уделялось проблемам демографии страны. Собственную позицию Ломоносов сконцентрировал в «Атласе Российского государства», написанного в эти годы. Способы роста деторождения, принятие иностранцами гражданства нашей державы отражены в реферате «О сохранении и размножении российского народа» (1761).
Ломоносов удостоился звания почётного доктора Шведской и Болонской академий. Но отношения в отечественной Академии оставались сложными, невзирая на авторитет среди учёных других стран и неописуемый вклад в отечественную науку и культуру. Инициативы Ломоносова по многим темам частенько встречали в штыки, сослуживцы и чиновники относились к нему враждебно.
Большая утрата
Обострение болезни и рабочие конфликтные ситуации подтолкнули его к отставке. Императрица сперва подписала прошение, но потом отменила. Таким образом, все годы жизни Ломоносова прошли в гуще научной и общественной деятельности.
На пятьдесят четвёртом году жизни Михаил Васильевич Ломоносов умер от пневмонии 15 апреля 1765 года. Похоронная церемония состоялась в Александро-Невской лавре, на Лазаревском кладбище. Всё его научное достояние по распоряжению Екатерины Великой изъяли и вывезли во дворец графа Орлова, где было утрачено. Но его открытия после смерти по-прежнему являются важнейшими и знаковыми в изучении многих наук: физики, химии, литературы, географии.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!