Пример курсовой работы, оформленной по ГОСТу

Подготовка курсового проекта к сдаче и защите заканчивается тогда, когда будет поставлена последняя точка в оформлении работы. Естественно, процесс этот не стихийный и подчинен строгим правилам, регламентирующих его во всех частях. Чтобы не ошибиться при оформлении своей работы, рекомендуется проконсультироваться с научным руководителем, в задачу которого, в числе прочего, входит обязанность предоставить студенту актуальные методические пособия по оформлению, разработанные ВУЗом. Но случаются ситуации, когда таких пособий нет. В таком случае рекомендуется прибегнуть к правилам, описанным ниже и укорененным в общегосударственном стандарте оформления научных работ.

 

Этапы оформления

Полностью весь процесс оформления проекта можно разделить на семь этапов в таком порядке:

  1. Редактирование основной части
  2. Оформление сносок
  3. Составление титульника
  4. Составление содержания
  5. Составление списка источников
  6. Оформление приложений
  7. Заключительные штрихи оформления

 

Структура работы

По своему составу курсовой проект можно дифференцировать на два блока. В первый входят введение с заключением, обрамляющие основную часть, а также титульный лист, список источников и содержание. Во второй блок – вспомогательный – входят различные приложения.

 

Этап №1 – редактирование основной части

Основная часть работы, помимо прочего, должна отличаться ясностью, последовательностью и логичностью изложения информации. На уровне оформления работы этому способствуют следующие правила:

  1. Абзацы отделяются друг от друга одной пустой строкой.
  2. Каждый новый абзац начинается с красной строки в 1,3 см.
  3. Каждый новый элемент начинается строго с чистого листа и не пересекается с другими.
  4. Каждый элемент имеет свой заголовок. Последний прописывается в верхнем регистре и выравнивается по центру.
  5. Все страницы работы подлежат пересчету. На каждой из них, кроме титульного листа и содержания, должен стоять ее порядковый номер. Номер ставится в центре самой нижней строки.

 

Этап №2 – оформление сносок

Сноски представляют из себя ссылки на источники информации. Согласно нормативам ГОСТа, такие ссылки должны присутствовать на каждой странице работы. Оформляются они так: внизу страницы под чертой приводится библиографическое описание источника с указанием страниц, а в самом тексте на эту сноску ведет ее порядковый номер, проставленный надстрочно. Как правило, сноски прописываются более мелким шрифтом, нежели основной текст.

 

Этап №3 – составление титульника

Титульный лист открывает работу и одновременно представляет ее. Чаще всего, именно титульный лист служит источником первого впечатления о всей работе. Поэтому вопрос его оформления очень важен.

Все части титульного листа выравниваются по центру строки. Исключение делается лишь для элементов, несущих информацию о студенте и научном руководителе – они выравниваются по правому краю.

Самый верх страницы титульного листа отводится под наименование учебного заведения, а также для информации о факультете и кафедре.

Середина страницы служит для того, чтобы там указать тему и научную дисциплину, по которой она выполнена.

Правая часть ниже центра отводится под информацию о курсе, отделении и группе студента, его ФИО, а также о ФИО, ученой степени и занимаемой должности научного руководителя.

Наконец, на самой нижней строке размещается год и город.

Важно иметь ввиду, что центральные по смыслу текстовые блоки титульника (наименование учебного заведения, тема) можно прописать заглавными буквами. А такие выражения, как «на тему», «по предмету» и т.п. допустимо выделить курсивом.

 

Этап №4 – составление содержания

Чтобы оформить содержание, нужно составить последовательный список всех составляющих курсовой работы и снабдить его указанием на страницы в тексте. Список содержания выравнивается по левой границе.

 

Этап №5 – составление списка источников

Источники информации, которые использовались для написания курсового проекта и которые были в ней упомянуты, должны быть представлены в списке использованной литературы. Иначе этот список называется списком источников. По своему характеру он представляет из себя перечень библиографических описаний, сгруппированных по типам и пронумерованных. Что касается группировки, то она производится по следующим принципам:

  1. Источники на русском языке.
  2. Источники на иных языках.
  3. Нелитературные (электронные, интерне и т.д.) источники.

Внутри каждой группы источники следуют друг за другом в алфавитном порядке по фамилиям авторов.

В отношении же нумерации следует сказать, что она единая для всех трех групп источников.

 

Этап №6 – оформление приложений

Все приложения следуют друг за другом в том порядке, в котором упоминаются в тексте. Если приложений два и больше, то их необходимо пронумеровать, для чего предлагается использовать прописные буквы русского алфавита.

Заголовки приложений состоят только из слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», набранного в верхнем регистре и его порядкового номера. Наименование же приложения выносится в подзаголовок.

 

Этап №7 – Заключительные штрихи оформления

Заключительные штрихи касаются перевода работы из электронного в печатный вид. Для распечатки текста допустимым считается использование исключительно белой бумаги формата А4. Текст должен быть отпечатан черным цветом. Иллюстрации, если таковые имеются в работе, лучше всего предоставлять в цветном виде.

Готовая работа сшивается с помощью специальной папки. Иногда допускается более простой вариант – скобкой степлера в верхнем левом углу.