Как происходит защита магистерской диссертации

Магистерская диссертация – самостоятельное исследование, защита которого происходит публично, то есть магистрант должен научным повествованием рассказать о проделанной работе перед аудиторией. В качестве аудитории, как правило, выступает аттестационная комиссия. Порядок, а также длительность защитной речи регламентируется ученым советом ВУЗа, где обучается студент. Несмотря на это, существуют определенные всеобщие правила.

На кафедре вывешивается объявление, в котором перечисляются студенты, которые будут проходить процедуру защиты по своим, определенным дням. Защита представляет некий научный спор, дискуссию, которая протекает в строгой обстановке с соблюдением правил научной этики. Все приведенные в диссертации исследования, выводы, а также рекомендации магистранта подвергаются детальному анализу.

Руководитель аттестационной комиссии объявляет о начале защиты. Затем он озвучивает фамилию, имя и отчество студента, подготовившего работу. Далее, перечисляются все сопутствующие диссертации документы: индивидуальный план, рецензия. Руководитель зачитывает характеристику студента, полученную исходя из всего учебного процесса. Это его успеваемость, участие в различных мероприятиях, в том числе и публичные доклады.

Характеризует магистранта и его научный руководитель. Озвучиванию подлежит отношение студента к магистерской диссертации и другие его личностные характеристики. В случае отсутствия научного руководителя непосредственно на защите, он должен заранее представить свое письменное заключение, которое на защите зачитывается председательствующим лицом.

Далее слово предоставляется самому студенту. В среднем его речь занимает не более 15 минут, если другого не указано порядком ВУЗа. За это время в краткой форме он излагает основные аспекты работы, с полученными результатами. При ознакомлении, студент должен особое внимание уделить всем полученным выводам, основываясь на теоретических и практических приложениях, которые были разработаны лично им.

Как правило, такую масштабную по объему работу сопровождает множество формул, таблиц, возможно, справок. Последнее время актуально использование слайдов, видеороликов и так далее. В своем докладе, желательно чтобы студент использовал их в качестве наглядных аргументов.

Магистрант должен занимать четкую позицию. Не рекомендуется постоянное передвижение по аудитории, особенно возле стола, где заседает аттестационная комиссия. Оптимальный вариант – это место за трибуной, от которой студент отходит лишь для того, чтобы написать формулы, если того требует доклад или показать иллюстрационные материалы.

В конце доклада главное лицо комиссии зачитывает рецензию на диссертацию, после чего начинается научное обсуждение (дискуссия). С этого момента члены аттестационной комиссии имеют право задавать вопросы, касательно изложенной темы, уточнять ее фрагменты, уделяя особый интерес к практическому процессу, предпринятому студентом для достижения результатов.

В свою очередь, магистрант должен выслушивать каждый вопрос до конца и отвечать, не отходя от существа самого вопроса. Главное для него – ответить на вопрос так, чтобы не было следующего вопроса по конкретной задаче. В конце дискуссии студенту, как правило, предоставляется заключительное слово. На этом моменте процесс защиты магистерской диссертации может быть закрытым.

Далее, аттестационная комиссия проводит закрытое совещание (заседание), на котором она выносит решение об оценке проделанной работы. Решение принимается исходя из большего количества голосов. В случае если количество голосов распределилось поровну, решающим перевесом в ту или иную сторону становится мнение председателя аттестационной комиссии. Он же объявляет комиссии и студенту о принятом решении, присудить ли докладчику академическую степень магистра либо отправить диссертацию на доработку (пересдачу).

Существует несколько практических советов, которые помогут будущему магистру с достоинством и успешно защитить свою диссертацию:

  • Доклад пишется строго научным языком, а стиль его изложения должен быть спокойным и равномерным;
  • Главные моменты в нем можно подчеркнуть. Это позволит с легкостью найти освещаемые моменты;
  • Если в работе имеются цифры, то их лучше записать в докладе прописью;
  • Приветствуются существительные, но не местоимения.

В самом докладе, значит и в речи эффективно использовать простые, утвердительные предложения. Желательно, чтобы речь была заранее хорошо отрепетирована.