Живая и неживая природа - определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов
Живая и неживая природа составляют основу окружающего мира. Интересные свойства живой и неживой природы стали причинами наук - ботаники, биологии, химии, физики, астрономии.
Оглавление:
Окружающий мир так разнообразен и интересен, что каждый день делаются новые и новые открытия по его изучению.
Чтобы рассказать детям на уроке о живой и неживой природе, лучше всего использовать картинки и фото. Дошкольники могут поучаствовать в веселой викторине на тему "Кто есть кто".
1 класс - подходящий для обсуждения темы "Человек и природа" с рассказами учителя. У 2 класса можно проводить тематические уроки "Воздух", "Вода", "Почва" в рамках цикла "Введение в экологию".
3 класс готов к изучению явлений природы, школьников можно вывести на открытый урок в парк. Для 4 класса не будет лишним проведение элементарных опытов с использованием лупы, микроскопа, дневника наблюдений за погодой и т. п.
Мир живой природы
Мир живой природы представлен живыми организмами. Живая оболочка Земли имеет определение биосфера.
Она является средой обитания всех живых организмов.
Классификация живых организмов в природе:
- растения, в т. ч. грибы, деревья, цветы;
- животные, в том числе птицы, земноводные, рыбы, рептилии, хищники;
- человек.
Объекты и явления неживой природы
К объектам неживой природы относят:
- воздух и его составляющие (ветер, облачные массы);
- воду и ее производные (дождь, снег, ледники, айсберги);
- почву и ее образующие (горы и горные породы (гранит, мрамор), камни);
- полезные ископаемые (металлы, драгоценные металлы),
- органические вещества (минеральные соли);
- планеты, звезды, небесные тела (Земля, Луна).
Явления неживой природы называются физическими. Примеры - таяние льда, кипячение воды, горение дров в костре.
Среди физических явлений различаются:
- механические (падение предметов вниз (шишек с дерева), подскок их вверх при ударе о землю);
- тепловые (горящий уголь, теплый воздух на солнце);
- световые (тень, свет, темнота) и другие.
Чем живая природа отличается от неживой
Главное отличие - способность к росту и развитию.
Например, камень не будет меняться под воздействием солнца и воды, а цветок будет.
Каждое живое существо имеет жизненный цикл. Оно рождается на свет, питается за счет воздуха, воды и веществ (органических или неорганических), размножается (цветы опыляют пчелы) и умирает (цветы увядают).
Неживые объекты не имеют жизненного цикла.
Законы природы заставляют неживую природу меняться:
- Земля вращается вокруг Солнца, благодаря чему день сменяется ночью;
- снег всегда тает в тепле, так что летом снега не бывает;
- приливы и отливы в морях происходят под воздействием Луны;
- морские течения регулируют круговорот воды на земном шаре;
- реки текут из истоков и впадают в систему мирового океана.
Признаки живой и неживой природы
Свойства живых организмов:
- дыхание;
- потребность в пище;
- способность к размножению;
- рост;
- старение и умирание.
Все перечисленные факторы (живой природы) называются биологическими явлениями. Через питание и дыхание осуществляется связь организмов с окружающей средой. Она выражается в обмене веществ между организмами и средой обитания.
Примеры:
- Дыхание. Рыбы дышат жабрами в воде; человек имеет легкие, чтобы дышать; у растений имеются клетки, поглощающие углекислый газ.
- Питание. Человек может питаться как растениями, так и животными. Животные делятся на хищников и травоядных. Береза питается водой.
- Размножение. Без способности к размножению животные и растения исчезли бы с лица Земли. Так исчезли мамонты, морские коровы, тарпаны, слоновые черепахи, золотые лягушки. Причины их вымираний - изменение условий обитания. Их было слишком мало, и они были не приспособлены к жизни в других условиях.
- Рост или преобразование. Все рождаются маленькими, потом увеличиваются в размерах. Цыплята, например, делают это сначала в оболочке - в яйце, только через некоторое время вылупляются.
- Умирание. Примеры - листопад, высыхание деревьев, лишение естественной среды (умирает рыба, выброшенная на берег из воды).
Ни одно живое существо, кроме человека, не осознает временных границ своей жизни. Все рождаются - и котята, и щенки, и кролики, и медвежата - и никто из них не подозревает, что когда-нибудь умрет.
Наличие сознания - признак человека.
"Все умирает на земле и море,
Но человек суровей осужден:
Он должен знать о смертном приговоре,
Подписанном, когда он был рожден" (С. Я. Маршак).
Признаки неживой природы заключаются в ее законах, изученных человеком. Планеты, горы, облака не рождаются и не стареют, а появляются и исчезают под воздействий физических условий. Они могут быть уничтожены или изменены.
Пример: Высыхание луж - это не смерть, а испарение, превращение воды в пар.
Планеты составляют Солнечную систему много веков подряд. Они не могут дышать, самостоятельно двигаться, питаться. Все, что окружает нас, состоит из одних и тех же веществ - мельчайших компонентов, невидимых глазу (атомов).
Связь между живой и неживой природой
Связь между живой и неживой природой такова, что живая не существует без неживой. К примеру, все живое погибает без солнца, воды и воздуха.
Растения растут на земле, при содействии влаги и солнечного света и сами служат пищей для животных.
Человек - часть живой природы. Он не может существовать в голой пустыне, где нет воды. Из камней он строит дома, на песках возводит дороги.
Связи проявляются в следующих видах:
- Цепи питания. Пример-схема: сосна — жук — короед — дятел. Сосна растет и образует кору. Жук питается корой. Дятел питается жуками и семенами сосны.
- Пищевые сети. Образуются из цепей. Пример: кузнечики, мыши, зайцы питаются травой, сами же служат пищей птицам (ястребам) и хищникам (ящерицы, змеи, лисы).
Общее между живой и неживой природой то, что все эти объекты составляют единый мир, в котором живем мы с вами.
Связь между живой и неживой природой неразрывна. Природа в целом едина. Лес - одновременно совокупность и живых, и неживых природных объектов. Деление природы на живую и неживую нужно для науки, для ее изучения.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!